No Image

Архитектура и садово парковое искусство

СОДЕРЖАНИЕ
123 просмотров
12 декабря 2019

Войти

Ландшафтная архитектура и дизайн. Садово-парковое искусство или что такое классические парки?

В последние годы наши города хорошеют на глазах, приводятся в порядок парки, зеленое убранство «к лицу» улицам и площадям, зеленые уголки появляются даже там, где и не мечталось: на Никольской, Тверской… Прошу извинить, господа, что в качестве примеров я использую Москву — очень люблю этот город. По-другому, люблю и Санкт-Петербург, где стараюсь бывать чаще. Именно любовь к городским зеленым ландшафтам заставила обратить внимание на проблемы: незнание основных понятий садово-паркового искусства и соответственно равнодушие к красоте архитектурных ландшафтов людей, многие из которых вообще не понимают: что тут собственно смотреть?! Кстати, в Питере эти проблемы тоже актуальны, в основном среди новых жителей, поскольку «старых» питерцев, тем более петербуржцев, это практически не касается. Честно говоря, мало утешают и эмоциональные шаблоны, типа «ах, какой цветочек!» или «какая замечательно красивая клумба!». А какой цветочек – может, солитер? А клумба, какая? Плоская или объемная, может ярусная?

Малограмотность в вопросах ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства стала, к сожалению, общим местом в жизни россиян. Причем малограмотными в этом отношении являются не только обычные люди, но и менеджеры, ведущие ряда сайтов, пишущие о садах и парках. За примером далеко идти не надо: на одном из сайтов Калининграда написано, что в городском парке на проспекте Победы есть интересный объект – полуротонда памяти королевы Луизы. Я обшарила весь парк, не нашла, остался только небольшой угол недалеко от ворот. Решила уточнить у молодого человека, сидящего на скамье, но он повел себя так необычно, что у меня закралось подозрение: что-то здесь не так, возможно, с названием… Так оно и было, пройдя по аллее я увидела невдалеке небольшое парковое сооружение, вроде перголу – это была она, пергола памяти королевы Луизы. Многие скажут: ну и что, подумаешь, какая разница полуротонда или пергола! А вы подумайте, господа, каково прочитать, что Наташа Ростова в перерыве между танцами присела на садовую скамейку в бальном-то зале.
Это незначительное происшествие стало последней каплей переполнившей чашу моего терпения – я решила надо что-то делать! Поскольку я по натуре человек действий, то открываю ликбез, который, надеюсь, добавит хоть «ложечку меда в бочку дегтя».

Начиная с этого дня, раз в месяц мы будем говорить с вами о садах и парках, их общих чертах, основных компонентах и элементах и о том, что там можно увидеть. Пора!

Короче, если наслаждение красотой зданий и сооружений предполагает умение видеть и читать закономерности и особенности объемной архитектуры, то сады и парки — это ландшафтная архитектура, которую тоже можно научиться видеть и читать, вот тогда придет понимание и соответственно наслаждение красотой этих прекрасных произведений. Более того, речь пойдет не о ландшафтной архитектуре в целом – достаточно сложной системе понятий, а только об основных понятиях в садово-парковом искусстве. Для этого не нужно много времени и труда, основные закономерности и элементы садово-паркового искусства немногочисленны, в этом отношении их вполне можно сравнить с буквами алфавита и правилами составления предложений.

Понимаю, что среди вас, друзья, есть люди, которым многие, а возможно, все понятия этой темы хорошо знакомы. Но некоторым, включая меня, ряд понятий и даже тем внове, поэтому обращаюсь к знатокам, будьте, пожалуйста, к нам, малограмотным, снисходительны и позвольте разобраться в хитросплетениях терминов и понятий садово-паркового искусства. Тем, кто вместе со мной потратит на их изучение толику времени, откроется огромный чудесный мир и…возможность стать участником нашей группы, формирование которой начнется в октябре месяце, а с правилами приема в группу можно будет познакомиться в сентябре на моих Новостных лентах в Fb и VK.
Я не специалист в вопросах садово-парковой архитектуры, но, надеюсь, мое и ваше желание разобраться и понять суть явлений поможет. Кроме того, несколько лет назад я читала своим студентам лекции по аналогичным темам, поэтому некоторый опыт у меня есть. Постараюсь сделать мини-курс нашего ландшафтно-архитектурного ликбеза кратким, наглядным и интересным.

Сначала общая предварительная информация. Ежемесячные беседы нашего ликбеза будут состоять из двух частей. Первая часть всегда будет посвящена чисто теоретическим вопросам, вторая часть — практически значимым понятиям. Например, в данной первой части "Садово-парковое искусство" приведена краткая характеристика классических типов парков. Определить принадлежность каждого ныне существующего парка или сада к конкретному типу очень сложно, поскольку каждый из них представляет собой сочетание элементов нескольких стилей. Это под силу только искусствоведу, как и составление характеристики всего сада или парка. Поэтому предлагаю ограничиться реальной задачей: разобраться в совокупности главных элементов любого сада и парка, понять их основные черты, чтобы визуально различать их на местности, а также самонаучиться составлять краткие характеристики отдельных элементов ландшафтной архитектуры на основе фотоматериалов, желательно, своих, авторских. Вот сверхзадача на ближайшие месяцы. Вторая часть сегодняшней нашей беседы — "Партеры, газоны и цветники" — это своего рода инструкция к действию, поскольку ее содержание составляют конкретные, нужные нам сведения об основных элементах оформления травянистых насаждений парков и садов. Любой из этих элементов может стать предметом вашего пристального внимания и объектом фотосъемки.

Читайте также:  110 Вольт в розетке вместо 220 почему

Собрав все вместе опубликованные в группе материалы, мы сможем впоследствие составить совместные большие альбомы садов и парков (уникальные, авторские, созданные нами) и, чем черт не шутит! их опубликовать, в интернете, конечно. Мечты, мечты…

Однако же пора, начинаем, с парков, разумеется!
Основу любого парка в Европе (речь пойдет пока только о Европе) составляют три компонента: растения, водоемы и простейшие, часто искусственные формы рельефа. Разнообразие сочетаний этих трех компонентов составляет основу композиций большинства ныне существующих садов и парков.

В садово-парковом искусстве Европы стилей всего три, от четвертого – античного остались лишь несколько фрагментов, поэтому его характеристику в принципе можно опустить. Для любителей древностей, которые могут выбрать для своего рассказа один из воссозданных парков античности, укажем главные особенности: преобладание цветочных насаждений и композиций, декоративных элементов белого цвета и скульптуры из бронзы. В различных городах Италии пытаются возродить уголки «античных» парков, в частности Розарий комунале в Риме (Roseto Comunale – Rose Gardens), две части, которого смотрите ниже.

Классических типов парков – три, и они соответствуют трем художественным стилям:
Итальянский парк – стиль ренессанс, формировался, как правило, на склоне холма или нижней части горы. Вся поверхность парка была разделена на террасы или ступени, единого крупного водоема не было, но на каждой террасе — небольшие водоемы. Вода подавалась на верхнюю террасу (акведуки хорошо строить научились еще римляне), а затем стекала вниз через систему фонтанов-каскадов размещенных на каждой ступени, поэтому итальянские парки часто называются каскадными (террасными или лестничными). Парковые насаждения были представлены преимущественно кустарниками и деревьями, вспомните, лето в Италии очень жаркое и засушливое, поэтому травянистые газоны практически отсутствовали. Их место занимали дорожки и лужайки, покрытые мелким разноцветным гравием. Опять-таки, учитывая особенности летних температур, кустарники и деревья коротко стрижены, общая высота деревьев обычно не превышала 1,5 м, а кустарников – в два раза ниже. Это важно понимать, потому что иногда в фильмах или спектаклях мы видим, что Ромео и Джульетта (или иные герои итальянского Возрождения) заблудились, не нашли, не увидели друг друга в парке. Реально сделать это было очень трудно, т.к. парки были небольшими по территории, а растения низкими, впрочем «ночью все кошки серы»…
В настоящее время проблемы воды в парках Италии не существует, поэтому растения в таких парках существенно подросли, распространение получили травянистые и водные партеры. Но пандусы, ступени и лестничные переходы по-прежнему ведут с террасы на террасу, и каскады фонтанов весело шумят, радуя посетителей. Например, парк виллы д’Эсте в Тиволи близ Рима, созданный в середине XVI века.

Французский парк – стиль барокко, формировался на плоской, ровной или специально выровненной поверхности. Использовались естественные водоемы или часть их; создавались небольшие искусственные водоемы (пруды и/или каналы) и многочисленные фонтаны. В парках широко использовались древесно-кустарниковые и травянистые насаждения, причем почти исключительно стриженные. Основным принципом создания таких парков были симметризм и геометризм композиционных форм: партеров, бордюров, боскетов, аллей и т.п. Поэтому французский парк имеет второе название регулярный. Однако, стриженые деревья и кустарники здесь заметно выше, чем в итальянском парке, много цветников, а дорожки часто покрыты одноцветным гравием. Пример, парк Шантийи во Франции, созданный в XVI – XVII вв., на крупном водоеме линейного типа, состоит преимущественно из системы садов, цветочных и газонных партеров.

Большинство исторических парков является частью дворцово-парковых или усадебных комплексов, но нас в соответствии с темой будет интересовать только садовая и парковая их составляющие (пока, в течение нескольких месяцев).
Первый блок (несколько частей) будет посвящен первому, основному компоненту, РАСТЕНИЯМ, которые собственно и есть парк или сад. Поскольку парк и сад – это живые комплексы, то без живых голосов и их носителей нам не обойтись. "Живое в живом", последний раздел первого блока будет о них, животных – обитателях парков и садов.

Читайте также:  Варианты сочетания цветов в интерьере

Заканчивая "Садово-парковое искусство", обращаю ваше внимание на одну принципиально важную особенность: различие понятий растительность, растения и насаждения или посадки. Есть две группы ландшафтов: природные ландшафты (растительность или естественная растительность) и искусственные ландшафты – сады и парки (садово-парковые насаждения или посадки). Всё вместе (растительность) и (садово-парковые насаждения) – это растения (деревья, кустарники и травы). Поскольку в дальнейшем будут рассматриваться созданные человеком произведения садово-паркового искусства, то в тексте допустимо использование понятий только насаждения или посадки, а также растения.

Пора познакомиться с основными видами оформления травянистых насаждений: партерами, газонами и цветниками.

Скорее всего, не найдется человека, который не обратил бы внимание на облагороженные скульптурами и объектами живой и неживой природы аллеи парков, скверов и бульваров. Их красота способна вызывать у человека определенные чувства и настроение. И если это происходит, особая благодарность ландшафтным дизайнерам, создающим шедевры садово-парковой архитектуры.

Украшением жилищ и местности, прилегающей к ним, занимались тысячелетия назад, о чем свидетельствуют артефакты, найденные при раскопках в тех или иных местах земного шара, или рисунки на папирусах и рельефы на камнях.

Стили садово-паркового искусства

Садово-парковая архитектура, как одна из областей архитектуры, формирует эстетически усовершенствованную среду для жизни и отдыха людей. Она формировалась веками и никогда не существовала сама по себе, являлась всегда частью культуры общества и отражением эпохи.

В настоящее время существует пять стилей, можно сказать, сотворения природы и человека:

  • Регулярный стиль.
  • Пейзажный стиль.
  • Мусульманские сады.
  • Пейзажные сады Китая.
  • Японские сады.

Рассмотрим более подробно каждый из стилей.

Дворцово-парковый ансамбль

К формам садово-парковой архитектуры относится так называемый регулярный стиль. Его еще называют дворцово-парковым ансамблем. В этом стиле была оформлена всемирно известная резиденция французского короля Людовика XIV — Версаль. Новый подход в формировании парковой архитектуры — заслуга мастера садово-паркового искусства Андре Ленотра (1613—1700 гг.). При формировании Версальского комплекса было учтено все, чтобы поразить изысканную публику величием композиции и красивыми, долго сохраняющими подстриженную форму растениями. Пораженные красотой резиденции французского короля, многие европейские монархи подражали этому стилю в устройстве своих загородных дворцов.

Стиль уместен в наше время в загородных резиденциях, где происходит прием гостей, которых нужно удивить изысканностью вкуса и достатком хозяев.

Английский пейзажный стиль

Пейзажный стиль зародился в Англии в XVIII веке в эпоху Просвещения. Духовное стремление общества выражено в лозунге французского философа, писателя и мыслителя этой эпохи Жан-Жака Руссо — "Назад, к природе". Произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства олицетворяли эту идею — "естественный человек на фоне естественной природы".

Смысл пейзажного стиля был в копировании природы. В этом стиле создаются частные сады и большие общественные парки, к примеру, Булонский лес. Он был создан в середине XIX века известными архитекторами Альфеном и Хаус-манном. Садово-парковая архитектура на Руси имела свои особенности в пейзажном стиле, выраженные в формировании монастырских садов.

Знакомство европейских стран с культурой Китая в XVIII веке повлияло на идеи формирования садов и парков косвенно, прикоснувшись лишь ко внешней стороне китайской философии. В обустройстве парковых зон можно было наблюдать мостики, павильоны и беседки. Символизм и простота китайской философии стали понятны европейцам в XX веке.

В наше время ландшафтные дизайнеры в пейзажном стиле выполняют планировку загородных домов и дач. Чтобы создать естественную природную зону, дизайнер должен обладать поистине тонким вкусом.

Архитектура мусульманских садов

Архитектура и садово-парковое искусство мусульманских садов сводится к формированию на земле райского уголка. Мусульманский сад формировался устроителями в соблюдении законов ислама. Основой сада было пространство, состоящее из четырех квадратов, разграниченных дорожками. В центрах квадратов всегда располагались либо фонтаны, либо бассейны, выложенные мрамором и керамической плиткой.

В Испании, которая долгое время находилась под арабским влиянием, также закладывались мусульманские сады, но со временем появились мавританские. Они были похожи на большие комнаты под открытым небом, обвитые плетями роз и лозами винограда. Главным украшением сада были водоемы, цветы и пряности.

Философия садов Китая

Если обратиться к истории, то можно узнать, что уже во II веке до н. э. в Китае наряду со строительством дворцов и храмов возникали вокруг них первые сады. Планировка садов была свободная (не вмешательство в природу, а любование природой) и была в гармоничном сочетании со зданиями и постройками. Все, благодаря умелым создателям садово-парковой архитектуры пейзажного сада, было подчинено одной цели — нахождению пункта обзора, откуда открывался вид на красивый пейзаж.

Читайте также:  Горизонтальные жалюзи на пластиковые окна без сверления

Китайские создатели естественно выглядевших садов формировали их в соответствии со своей философией:

  • Смеющийся сад — яркий с цветами и свежей зеленью, журчащим ручейком. Этот сад дарит положительные эмоции, пришедшим в него отдохнуть.
  • Угрожающий сад — хмурый, с темной листвой на деревьях, порой изломанных и причудливых. Внешне он поход на уголок леса, который скрыт от людских глаз.
  • Идиллический сад — это полная гармония во всем: деревья, цветы, водоемы, где можно отдохнуть и прогуляться.

Разные парки и сады Японии

В Японии сформировалось направление в развитии садово-паркового искусства под воздействием идеи формирования садов в Китае. Но со временем основная суть японского сада была пересмотрена. Японский архитектор Макото Накамура, подчеркнул, что красота сада в его миниатюризации, символизме и подчинении правилам построения сада.

Символизм, используемый в проектах японских садов, сможет понять подготовленный человек, знающий значения этих символов. Пейзажи сада должны сменять друг друга по определенным правилам, причем растения в саду должны быть подобраны так, чтобы подчеркнуть индивидуальность хозяина.

К японским садам относятся созданные по определенным правилам каменистые сады. В них приходят для созерцания и медитаций просветления. Есть сады чайных церемоний, в которых, подчиняясь определенным правилам, выложены дорожки из каменных плит, возвышающиеся над землей. Идя по этим плитам с чашкой чая, "выпиваешь" красоту сада.

Существует еще множество стилей садов и парков менее известных и не оказавших существенного влияния на распространенные в наши дни стили.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое "Садово-парковое искусство" в других словарях:

Садово-парковое искусство — Садово парковое искусство. Парки Версаля, Франция. САДОВО ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО, искусство создания садов, парков и других озеленяемых территорий. Включает их разбивку и планировку, подбор растений для различных климатов и почв, размещение и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Садово-парковое искусство — искусство создания садов, парков, скверов, бульваров и других озеленяемых участков. Специфика садово паркового искусства в использовании для организации пространства живого растительного материала, непрерывно меняющего свой облик, и в… … Художественная энциклопедия

САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО — искусство создания садов, парков и др. озеленяемых территорий. Включает планировку и разбивку садов и парков, подбор растений для различных климатов и почв, размещение и группировку растений в сочетании с архитектурой, дорогами, водоемами,… … Большой Энциклопедический словарь

САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО — САДОВО ПАРКОВОЕ искусство, искусство создания садов, парков и других озеленяемых территорий. Включает их разбивку и планировку, подбор растений для различных климатов и почв, размещение и группировку растений в сочетании с архитектурой (смотри… … Современная энциклопедия

Садово-парковое искусство — Террасный парк Сан Суси … Википедия

садово-парковое искусство — искусство создания садов, парков и других озеленяемых территорий. Включает планировку и разбивку садов и парков, подбор растений для различных климатов и почв, размещение и группировку растений в сочетании с архитектурой, дорогами, водоёмами,… … Энциклопедический словарь

Садово-парковое искусство — искусство создания садов, парков, скверов, бульваров и др. озеленяемых участков. Специфика садово паркового искусства в использовании для организации пространства живого растительного материала, непрерывно меняющего свой облик, и в объединении … Архитектурный словарь

Садово-парковое искусство — синтез творчества художника с природой. Оно заключается в творч. использовании растит. материала, рельефа местности, воды, скульптуры и малых арх. форм в целях создания худож. организованного образа природы. В европ. иск ве нового времени изв.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО — худож. оформление участков дикой природы с учетом эстетических, функциональных, экологических принципов; один из видов прикладного иск ва (Декоративно прикладное искусство). Своеобразие С. п. и. в том, что это «живой», постоянно изменяющийся вид… … Эстетика: Словарь

Садово-парковые ансамбли Китая в эпоху Западная Хань — Сад в китайской культуре занимает определенное место. Он является отражением культурной традиции миропонимания, со своей спецификой философско религиозного, эстетического и этического видения мира. Особенности китайских садов состоят в… … Википедия

Комментировать
123 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector