При разработке проекта организации строительства (ПОС) различают два вида строительного плана:
-генеральный план строительства (стройгенплан). Это план всей территории, занятой под строительство;
-план строительной площадки, на которой располагаются производственные, бытовые и административные здания и сооружения. План строительной площадки входит в состав стройгенплана.
Рассмотрим подробнее план строительной площадки.
Правильный выбор расположения и планировочных решений строительной площадки во многом определяет успешный ход строительства и стабильную деятельность строительной организации.
Территория строительной площадки должна возвышаться на 0.5м над годовым (максимальным) уровнем высоких вод вероятностью превышения 10% и располагаться вне охранных зон воздушных и подземных линий электропередачи, связи, трубопроводов любого назначения, вне сейсмоопасных, лавиноопасных и селеопасных участков, а также иметь по возможности спокойный рельеф.
Если естественная поверхность береговой зоны реки оказывается ниже уровня высоких вод, то строительная площадка устраивается либо на отсыпанной (насыпной) территории, либо в отдалении от уреза воды на незатопляемом участке поймы. Выбор варианта расположения стройплощадки выполняется по результатам технико-экономического обоснования с учетом объема грунта отсыпки (намыва), дальности его возки из карьера и увеличения пробега внутрипостроечного автотранспорта.
Во втором случае, когда основная строительная площадка находится на удалении от строящегося моста, то в непосредственной близости от места работ организуется стройплощадка с минимальным набором временных зданий и сооружений, в основном мобильных, которые могут быть вынесены на период прохождения паводка и ледохода, а затем вновь установлены. Основные же здания и сооружения размещаются вне зоны затопления.
Как правило, стройплощадка размещается на том берегу, где находятся железнодорожная станция с достаточным путевым развитием или промышленный центр, откуда прокладывается подъездной путь либо автодорога. При строительстве больших мостов целесообразно размещать на противоположном берегу вспомогательную стройплощадку с минимальным набором зданий и сооружений, а также с расходными складами материалов и конструкций. На вспомогательной площадке должен быть размещен причал.
На территории, отведенной под строительную площадку, вырубка деревьев и кустарника, как правило, не должна вестись, либо вестись строго в пределах проектных границ площадки.
Перед планировкой территории растительный грунт срезается и укладывается в штабели (бурты) для дальнейшего использования при рекультивации оставляемой после окончания строительства территории.
Строительная площадка должна располагаться с уклоном в сторону от реки для стока ливневых вод в пруды-отстойники.
Вдоль каждого водотока устанавливаются водоохранные зоны, ширина которых принимается от среднемноголетнего уреза воды в летний период в зависимости от длины рек от истока в соответствии с водным кодексом РФ (Статья 65). Эта зависимость выглядит следующим образом:
Расстояние от истока, км | Ширина водоохранной зоны, м |
до10 | |
от 10 до 50 | |
от 50 и более |
В пределах водоохранных зон запрещается:
· размещение стоянок транспортных средств;
· заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей и других машин и механизмов.
Таким образом, при проектировании стройплощадок за пределы водоохранных зон следует выносить стоянки автомобилей, склады горюче-смазочных материалов.
Для обеспечения безопасности работ на воде на строительной площадке должен быть предусмотрен спасательный пост имеющий подъезд санитарных машин. Причальное сооружение должно быть раздельное – отдельно грузовой причал, отдельно пассажирский.
Питьевая вода должна поступать из глубинных скважин, либо привозная.
Вода для пожарных нужд используется из реки с применением рыбозащитных приспособлений.
После окончания строительства моста строительная площадка, русло и пойма очищаются от всех зданий и сооружений и мусора. На освобожденной территории производится рекультивацияземли.
Тема №1.3
Складское хозяйство.
При организации складского хозяйства должны быть решены следующие вопросы:
· определение необходимых запасов материалов;
· выбор рациональных типов складов, способов укладки и хранения;
· размещение складов на территории производственной базы и стройплощадки;
· определение длины фронтов погрузочно-загрузочных работ.
В зависимости от уровня снабженческого звена склады классифицируются следующим образом:
1. Центральные склады головных строительных организаций.
2. Центральные склады непосредственно мостостроительных организаций.
3. Стройплощадки на больших или отдаленных объектах.
В зависимости от способа хранения склады подразделяются на следующие типы:
· открытые склады для материалов, не подверженных атмосферным воздействиям;
· полузакрытые склады (навесы) для хранения арматурной стали, машин, механизмов, кровельных изоляционных материалов;
· закрытые склады и хранилища для хранения цемента, лакокрасочных материалов, спецодежды, мелких деталей, приборов, газовых баллонов, стекла.
Степень защиты отдельных материалов и соответственно способов хранения могут уточняться в сопроводительных документах.
Запас материалов и конструкций на стройплощадке – это объем, гарантирующий нормальное бесперебойное производство работ между их периодическими поставками. Оптимальность объема запаса – бесперебойность работ и рациональное вовлечение оборотных средств строительной организации.
Общий производственный запас определяется по формуле (1.3-1)
Зт — текущий запас обеспечивает работу в период между поставками;
Зп — подготовительный запас предназначен для удовлетворения потребностей строительства в период приемки, разгрузки, подготовки материалов;
Зг – гарантийный (страховой) запас предназначен для компенсации возможных перебоев в доставке материалов (до 50% текущего).
Тема №1.4
Подсобное хозяйство
Подсобное хозяйство (производство) – комплекс не строительных подразделений мостостроительных организаций.
Основными объектами подсобного производства являются:
1. бетонный завод со складами цемента и заполнителей;
2. арматурный цех со складами арматуры и готовыми арматурными изделиями;
3. формовочный цех;
4. деревообрабатывающая линия;
5. механический цех;
6. автономные электростанции и котельные в случае невозможности подключения существующим сетям.
Бетонный завод устраивается:
-на производственной базе мостостроительной организации (преимущественно стационарного типа) в том случае, если объект строительства расположен в пределах дальности возки продолжительностью не более срока схватывания бетонной смеси;
-на приобъектной стройплощадке (в основном мобильного типа) в том случае, если объект расположен за пределами дальности возки бетона.
Арматурный цех. Вся арматура должна храниться раздельно по бухтам, профилям и партиям в защищенных от атмосферных осадков складах (под навесом). Перед применением арматура должна быть выправлена. Для правки применяют различные приспособления, механизмы или станки для правки и резки арматуры.
Размеры арматурного цеха в плане назначаются в зависимости от длины изготавливаемых железобетонных конструкций и количества линий в нем.
Формовочный цех предназначен для изготовления сборных железобетонных конструкций. Размеры формовочных цехов зависят от размеров изготавливаемых блоков и объемов продукции.
Деревообрабатывающая линия в полном объеме с устройством склада круглого леса и пилорамы создается только в том случае если поступление на стройку пиленого леса необходимых размеров и объемов не гарантировано. В противном случае склад круглого леса и пилорама не устраиваются.
В столярно-плотничной мастерской выполняются следующие работы:
· продольная и поперечная распиловка лесоматериала;
· выборка четвертей и пазов;
· устройство шипов и отверстий.
В механическом цехе производится изготовление различных метизов, закладных деталей, СВСУ различных видов, некоторые виды оборудования. К цеху примыкает открытая площадка, на которой изготавливаются крупногабаритные СВСУ и оборудование.
Арматурные работы на строительной площадке
Монолитные железобетонные конструкции армируют каркасами, сетками или отдельными стержнями.
Плоские и пространственные каркасы изготовляют на арматурных заводах или цехах и поставляют на строительную площадку в комплекте. Если по условиям транспортирования невозможно доставить каркас в целом виде, его перевозят по частям, а на строительной площадке выполняют его укрупнитель-ную сборку с использованием кондукторов и других приспособлений, обеспечивающих точность фиксаций элементов каркасов. Соединяют элементы дуговой или ванной сваркой.
При больших объемах работ арматурные конструкции укрупняют на сборно-комплектовочной площадке, затем транспортируют в зону установки и действия монтажного крана. При небольших объемах допускается вязка или сварка каркасов из отдельных арматурных стержней на месте возведения сооружения или в непосредственной близости от него, но обязательно в зоне действия монтажного крана.
При армировании массивных конструкций сварными сетками их стыкуют нахлесточным соединением или путем установки дополнительных стыковых сеток с перепуском концов арматуры, равным 30…50 ее диаметрам, но не менее 250 мм. Пои установке нескольких сварных сеток по ширине их стыки располагают вразбежку.
Применение нахлесточных соединений приводит к существенному перерасходу арматурной стали, требует дополнительных работ по фиксации положения стыкуемых элементов. Все это связано со значительными затратами ручного труда. Как правило, работы по стыковке арматурных каркасов, сеток и стержней трудоемки, требуют внимательного и напряженного ручного труда сварщиков. Качество производства таких работ еще недостаточно высокое.
Советские ученые разработали мобильные машины МСМ-1 и МСМ-2 для сварки стержневой арматуры максимальным диаметром 25…32 мм, позволяющие существенно механизировать сварочные процессы, повысить качество работ и производительность труда при армировании горизонтальных поверхностей.
Машина (рис. 76) размещена на самоходном шасси шагающего типа, которое позволяет ей перемещаться по уложенной сетке, и состоит из сварочного трансформатора, подвесной точечной сварочной машины, насосной гидравлической станции, автономной станции охлаждения и шкафа управления. Сварочные клещи подвесной точечной машины размещены на стреле. С одной позиции сваривают стыки в радиусе поворота стрелы 4…5 м. Машина в пределах одной захватки совершает движение вдоль фронта сварки стыковых соединений. На другую захватку ее переставляют краном.
Наибольший эффект от применения этих машин получают при устройстве монолитных железобетонных конструкций значительных размеров в плане: фундаментных плит под жилые и промышленные объекты, монолитных перекрытий, дорожных и аэродромных покрытий и др. Трудоемкость работ при таком методе стыковки существенно сокращается.
В практике монолитного строительства широко используют бессварочные методы установки арматуры, которые являются более прогрессивными, так как позволяют повысить коррозионную стойкость арматуры и снизить энергетические затраты. К ним относятся соединения рабочих стержней на муфтах и пластмассовых фиксаторах, соединение пересекающихся стержней пружинными скобами и др. Механизированный инструмент для их устройства отличается портативными размерами и позволяет производить гидравлическое обжатие разогретых муфт.
Для скрепления пересекающихся стержней применяют различные конструкции пружинных фиксаторов. Используются четыре типа фиксаторов: I, III — для одностороннего соединения арматурных стержней, II, IV — для двустороннего соединения.
Пружинный фиксатор обеспечивает гарантированное качество соединений и снижает трудоемкость установки по сравнению с ручной вязкой в 2,5…3 раза. Соединение пересекающихся арматурных стержней фиксаторами можно осуществлять как в опалубке, так и при предварительной сборке арматурных элементов в кондукторах и шаблонах.
Большой объем арматурных работ занимают вертикальные конструкции (например, стены, фундаменты, колонны). Их армируют, как правило, пространственными или плоскими каркасами (блоками). Монтаж таких арматурных изделий состоит из следующих технологических операций: разгрузка и подача изделий непосредственно в сооружение или на площадку временного складирования; установка в проектное положение с временным раскреплением их сваркой или растяжками; установка в проектное положение и окончательное соединение стыков сваркой; проверка выполненных работ и сдача их мастеру или производителю работ. Все технологические операции выполняют с максимальным использованием средств механизации.
Практикой выработан ряд приемов, облегчающих монтаж арматуры. Так, арматурные каркасы колонн устанавливают в проектное положение при одной или двух открытых сторонах опалубки. В многоэтажных сооружениях готовые каркасы опускают в коробы опалубки сверху, а вертикальные стержни соединяют с выпусками арматуры фундамента через нижнее боковое отверстие в опалубке колонн.
Технологическая схема установки тяжелых каркасов фундаментов с использованием монтажного крана и самобалансирующейся траверсы приведена на рис. 4. Такой тип строповки позволяет переводить тяжелый арматурный каркас в вертикальное положение без дополнительных усилий за счет перемещения центра тяжести системы.
Монтаж таких каркасов производится двумя монтажниками. Проектное положение каркаса на период установки опалубки фиксируется с помощью расчалок и фиксаторов.
Стены круглых резервуаров и подпорные наклонные стены армируют каркасами при наличии одного внешнего или внутреннего щита опалубки. Это позволяет упростить процесс временного крепления арматуры, так как щит используется в качестве опоры.
Проектное положение арматурных конструкций при монтаже обеспечивается правильной установкой фиксаторов, прокладок и подкладок, а также временных крепежных устройств (подкосов, схваток, растяжек и хомутов).
Очень важно обеспечить проектное положение арматурных стержней. При этом особое влияние на долговечность железобетонных конструкций оказывает наличие защитного слоя арматуры в бетоне. Защитный слой бетона предохраняет арматуру от коррозии, повышая сроки ее службы.
Для обеспечения защитного слоя в конструкциях арматурных каркасов предусматривают специальные упоры или удлиненные поперечные стержни, которые, соприкасаясь с опалубкой, фиксируют положение арматуры. Такое решение допускается при работе конструкций в сухих условиях. В остальных случаях защитный слой достигается установкой бетонных и пластмассовых фиксаторов, которые привязывают или надевают на арматурные стержни. Наиболее эффективны и удобны устранения осевого смещения соединяемых стержней, а верхней струбциной, обеспечивающей проектное положение каркаса относительно палубы щита. Для обеспечения защитного слоя на стержни каркаса устанавливают пластмассовые фиксаторы з в трех-четырех уровнях по высоте с расстоянием между ними, не превышающем 1 м.
Наибольшая эффективность арматурных работ обеспечивается при использовании арматурных опалубочных блоков. При этом достигается снижение трудозатрат в 5…6 раз и сокращение расхода материалов на опалубку. Арматурные опалубочные блоки перекрытий и покрытий изготовляют на заводах железобетонных изделий или полигонах и сочетают в себе элементы железобетонной плиты, выполняющей функции несъемной опалубки и замоноличенного в ее основание укрупненного арматурного каркаса. После монтажа таких элементов производят их бетонирование.
Новый сервис — Строительные калькуляторы online
Железобетон – это строительный материал, в котором объединены вместе бетон и стальная арматура.
Арматуру располагают в растянутой зоне конструкции для восприятия растягивающих напряжений.
Сжимающие напряжения передаются на бетон.
Соединение бетона и стальной арматуры обеспечивает высокую прочность железобетонной конструкции при сжатии, растяжении и изгибе.
В отдельных случаях арматуру применяют для усиления бетона против сжимающих усилий, для восприятия усадочных, температурных, транспортных и других временных и постоянных нагрузок.
Достоинства монолитного железобетона во многом определяет рациональное армирование.
Для монолитных конструкций тип арматуры выбирается с учетом особенностей работы этих конструкций, их размеров и конфигурации, а также технологии и организации работ по возведению монолитных зданий и сооружений.
При назначении методов армирования учитывается технологичность установки, которая определяет трудоемкость, количество немеханизированного труда, интенсивность выполнения работ.
В составе комплексного процесса выполнения конструктивных элементов здания арматурные работы составляют 17-30% стоимости и 15-25% трудоемкости.
Анализ затрат труда на арматурные работы показывает, что до 15% общей трудоемкости работ приходится на операции по сборке и сварке арматуры, из них около 60% работ выполняется вручную.
Арматура железобетонных конструкций классифицируется по назначению, по условиям работы, по способу изготовления.
По назначению — на арматуру рабочую, которая воспринимает, главном образом, растягивающие усилия, возникающие в процессе эксплуатации конструкций, распределительную — для распределения усилий между рабочей арматурой, закрепления стержней в каркасе и обеспечения их совместной работы, монтажную — для обеспечения проектного положения отдельных стержней при сборке плоских и пространственных каркасов, хомуты — для восприятия поперечных усилий и предотвращения косых трещин в бетоне.
По условиям работы арматуру подразделяют на ненапрягаемую и напрягаемую.
Ненапрягаемую арматуру применяют в обычных железобетонных конструкциях, а также в предварительно напряженных, где она является нерабочей.
В качестве напрягаемой рабочей целесообразно применять арматуру из высокопрочной стали, которая может воспринимать максимальные растягивающие силы.
По способу изготовления арматуру подразделяют на стержневую и проволочную.
Стержневую и проволочную арматуру выпускают гладкой и периодического профиля.
Стержневую арматуру подразделяют на следующие виды :
— горячекатаную (классов А-I; А-II А-III, А-IV; А-V);
— термически упрочненную (классов Ат-IV; Ат-V; Ат-VI);
— упрочненную вытяжкой (классов А-IIв и А-IIIв).
Профили арматуры:
а – гладкая круглая; б, в – горячекатаная периодического профиля, классов А-II и А-III; г, д – сплющенная проволока; е – прядевая семипроволочная.
Проволочную арматуру подразделяют на следующие виды :
— арматурную проволоку из низкоуглеродистой стали круглую класса В-I и периодического профиля Вр- I, из углеродистой стали (высокопрочную) круглую класса В-II и периодического профиля Вр-II;
— арматурные пряди и канаты.
Арматурные пряди семипроволочные класса К-7 и 19-проволочные класса К-19, а также канаты двухпрядевые класса К-2, трехпрядевые – К-3 и многопрядевые – Кп.
Арматурные стали классов А-I, А-II, А-III, В-I, Вр-I используют в качестве ненапрягаемой арматуры в обычных и преднапряженных конструкциях.
Железобетонные конструкции армируют арматурными изделиями заводского и построечного производства :
— плоскими и гнутыми сетками;
— плоскими и пространственными каркасам;
— различными типами закладных деталей.
Виды арматурных изделий:
а – плоская сетка; б, в – плоские каркасы; г – пространственный каркас; д — пространственный каркас таврового сечения; е — то же, двутаврового сечения; ж — гнутая сетка; и — то же, криволинейного сечения; к – закладные детали.
Часть арматурных изделий в настоящее время унифицированы.
В ЦНИИпромзданий и ЦНИИОМТП разработаны унифицированные арматурные сетки и примеры армирования различных конструкций с использованием их.
Оптимальная длина сеток, мм, при ширине, мм