No Image

Диммер для кулера 12 вольт

СОДЕРЖАНИЕ
507 просмотров
12 декабря 2019

На простых механизмах удобно устанавливать аналоговые регуляторы тока. К примеру, они могут изменить скорость вращения вала мотора. С технической стороны выполнить такой регулятор просто (потребуется установка одного транзистора). Применим для регулировки независимой скорости моторов в робототехнике и источниках питания. Наиболее распространены два варианта регуляторов: одноканальные и двухканальные.

Видео №1 . Одноканальный регулятор в работе. Меняет скорость кручения вала мотора посредством вращения ручки переменного резистора.

Видео №2. Увеличение скорости кручения вала мотора при работе одноканального регулятора. Рост числа оборотов от минимального до максимального значения при вращении ручки переменного резистора.

Видео №3 . Двухканальный регулятор в работе. Независимая установка скорости кручения валов моторов на базе подстроечных резисторов.

Видео №4. Напряжение на выходе регулятора измерено цифровым мультиметром. Полученное значение равно напряжению батарейки, от которого отняли 0,6 вольт (разница возникает из-за падения напряжения на переходе транзистора). При использовании батарейки в 9,55 вольт, фиксируется изменение от 0 до 8,9 вольт.

Функции и основные характеристики

Ток нагрузки одноканального (фото. 1) и двухканального (фото. 2) регуляторов не превышает 1,5 А. Поэтому для повышения нагрузочной способности производят замену транзистора КТ815А на КТ972А. Нумерация выводов для этих транзисторов совпадает (э-к-б). Но модель КТ972А работоспособна с токами до 4А.

Одноканальный регулятор для мотора

Устройство управляет одним мотором, питание осуществляется от напряжения в диапазоне от 2 до 12 вольт.

Конструкция устройства

Основные элементы конструкции регулятора представлены на фото. 3. Устройство состоит из пяти компонентов: два резистор переменного сопротивления с сопротивлением 10 кОм (№1) и 1 кОм (№2), транзистор модели КТ815А (№3), пара двухсекционных винтовых клеммника на выход для подключения мотора (№4) и вход для подключения батарейки (№5).

Примечание 1. Установка винтовых клеммников не обязательна. С помощью тонкого монтажного многожильного провода можно подключить мотор и источник питания напрямую.

Принцип работы

Порядок работы регулятора мотора описывает электросхема (рис. 1). С учетом полярности на разъем ХТ1 подают постоянное напряжение. Лампочку или мотор подключают к разъему ХТ2. На входе включают переменный резистор R1, вращение его ручки изменяет потенциал на среднем выходе в противовес минусу батарейки. Через токоограничитель R2 произведено подключение среднего выхода к базовому выводу транзистора VT1. При этом транзистор включен по схеме регулярного тока. Положительный потенциал на базовом выходе увеличивается при перемещении вверх среднего вывода от плавного вращения ручки переменного резистора. Происходит увеличение тока, которое обусловлено снижением сопротивления перехода коллектор-эмитттер в транзисторе VT1. Потенциал будет уменьшаться, если ситуация будет обратной.

Принципиальная электрическая схема

Материалы и детали

Необходима печатная плата размером 20х30 мм, изготовленная из фольгированного с одной стороны листа стеклотекстолита (допустимая толщина 1-1,5 мм). В таблице 1 приведен список радиокомпонентов.

Примечание 2. Необходимый для устройства переменный резистор может быть любого производства, важно соблюсти для него значения сопротивления тока указанные в таблице 1.

Примечание 3. Для регулировки токов выше 1,5А транзистор КТ815Г заменяют на более мощный КТ972А (с максимальным током 4А). При этом рисунок печатной платы менять не требуется, так как распределение выводов у обоих транзисторов идентично.

Процесс сборки

Для дальнейшей работы нужно скачать архивный файл, размещенный в конце статьи, разархивировать его и распечатать. На глянцевой бумаге печатают чертеж регулятора (файл termo1), а монтажный чертеж (файл montag1) – на белом листе офисной (формат А4).

Далее чертеж монтажной платы (№1 на фото. 4) наклеивают к токоведущим дорожкам на противоположной стороне печатной платы (№2 на фото. 4). Необходимо сделать отверстия (№3 на фото. 14) на монтажом чертеже в посадочных местах. Монтажный чертеж крепится к печатной плате сухим клеем, при этом отверстия должны совпадать. На фото.5 показана цоколёвка транзистора КТ815.

Читайте также:  Диски для обработки дерева для болгарки

Вход и выход клеммников-разъемов маркируют белым цветом . Через клипсу к клеммнику подключается источник напряжения. Полностью собранный одноканальный регулятор отображен на фото. Источник питания (батарея 9 вольт) подключается на финальном этапе сборки. Теперь можно регулировать скорость вращения вала с помощью мотора, для этого нужно плавно вращать ручку регулировки переменного резистора.

Для тестирования устройства необходимо из архива распечатать чертеж диска. Далее нужно наклеить этот чертеж (№1) на плотную и тонкую картонную бумагу (№2 ). Затем с помощью ножниц вырезается диск (№3).

Полученную заготовку переворачивают (№1 ) и к центру крепят квадрат черной изоленты (№2) для лучшего сцепления поверхности вала мотора с диском. Нужно сделать отверстие (№3) как указано на изображении. Затем диск устанавливают на вал мотора и можно приступать к испытаниям. Одноканальный регулятор мотора готов!

Двухканальный регулятор для мотора

Используется для независимого управления парой моторов одновременно. Питание осуществляется от напряжения в диапазоне от 2 до 12 вольт. Ток нагрузки рассчитан до 1,5А на каждый канал.

Конструкция устройства

Основные компоненты конструкции представлены на фото.10 и включают: два подстроечных резистора для регулировки 2-го канала (№1) и 1-го канала (№2), три двухсекционных винтовых клеммника для выхода на 2-ой мотор (№3), для выхода на 1-ый мотор (№4) и для входа (№5).

Примечание.1 Установка винтовых клеммников не обязательна. С помощью тонкого монтажного многожильного провода можно подключить мотор и источник питания напрямую.

Принцип работы

Схема двухканального регулятора идентична электрической схеме одноканального регулятора. Состоит из двух частей (рис.2). Основное отличие: резистор переменного сопротивления замен на подстроечный резистор. Скорость вращения валов устанавливается заранее.

Примечание.2. Для оперативной регулировки скорости кручения моторов подстроечные резисторы заменяют с помощью монтажного провода с резисторами переменного сопротивления с показателями сопротивлений, указанными на схеме.

Материалы и детали

Понадобится печатная плата размером 30х30 мм, изготовленная из фольгированного с одной стороны листа стеклотекстолита толщиной 1-1,5 мм. В таблице 2 приведен список радиокомпонентов.

Процесс сборки

После скачивания архивного файла, размещенного в конце статьи, нужно разархивировать его и распечатать. На глянцевой бумаге печатают чертеж регулятора для термоперевода (файл termo2), а монтажный чертеж (файл montag2) – на белом листе офисной (формат А4).

Чертеж монтажной платы наклеивают к токоведущим дорожкам на противоположной стороне печатной платы . Формируют отверстия на монтажом чертеже в посадочных местах. Монтажный чертеж крепится к печатной плате сухим клеем, при этом отверстия должны совпасть. Производится цоколёвка транзистора КТ815. Для проверки нужно временно соединить монтажным проводом входы 1 и 2 .

Любой из входов подключают к полюсу источника питания (в примере показана батарейка 9 вольт). Минус источника питания при этом крепят к центру клеммника. Важно помнить: черный провод «-», а красный «+».

Моторы должны быть подключены к двум клеммникам, также необходимо установить нужную скорость. После успешных испытаний нужно удалить временное соединение входов и установить устройство на модель робота. Двухканальный регулятор мотора готов!

В АРХИВЕ представленные необходимые схемы и чертежи для работы. Эмиттеры транзисторов помечены красными стрелками.

В продолжение темы про вентиляцию на кухне в хрущевке.
Итак, в шкафу, закрывающем вентканал, прорезал отверстие, из стены выломал решетку времен царя Хрущева. К стенке шкафа прикрутил… хз, не помню, как называется. В дверце шкафа вырезал отверстие под вентилятор фирмы propellerpro.ru 150. Все это соединил гофрой 150 с хомутами. Подвел 220 — заработало, вентиляцию продуло — появилась тяга.
Но надумал я плавную регулировку оборотов, спросил у саппорта вентиляторов — можно, ставьте. Ну, я и поставил. А при включении в вентиляторе появился писк противный.
От чего это зависит и как бороться?

Читайте также:  Замена лампы ближнего света рено дастер 2013

Смотрите также

Комментарии 65

Частота вращения асинхронного двигателя регулируется изменением частоты. Диммер здесь не поможет.

а какже тогда регулируются димерами вентиляторы на которых есть пометка об этом?
там тоже асинхронник!
синхронники регулируются димерами. но к изготовлению двигателя предъявляются повышенные требования.
а обороты, просто при меньшей мощности большее скольжение, ниже кпд.

Я думаю что писк побароть не получится. Это обмотки и шихтовка пищат.

Писк — вибрация обмоток. Из-за специфики работы регулятора. На полной мощности скорее всего его нет, на малых должно вообще урчать и вибрировать. Есть два типа регуляторов — один режет синусоиду, а другой ВЧ ШИМ использует. Вот второго типа тебе и нужно регулятор. И тогда скорее всего писка не будет. Но цена вопроса сильно больше.

Спасибо, доступно. Выше ссылку на али давали — 127руб — подойдёт? А так — смотрел, раз в 5 выше цена у производителей вентиляторов.

по российским ценам сам понимаешь я не сориентирую. Но по нашим — соотношение между обычным регулятором и шим — около 5 раз. На али долго ждать но зато гораздо дешевле.

Почитал коменты — ставить частотник под дохлый вентилятор это занадто. Лучше тогда взять пачку "рублёвых" конденсаторов и переключатель на 12-24 положения. Как вариант. Но много ручной работы.

А так же в коментах была ссылка на специальный регулятор под вентиляторы. Это тот же шим в красивом корпусе под выключатель. Это самый правильный вариант. Удивлен что так мало предложений — как мне кажется спрос должен быть огромным.

вот они, специальные — стоят примерно 20 евро. Слишком дорого, пробежался по китайцам: www.banggood.com/ru/AC-22…ducts__6&cur_warehouse=CN
вот это понравилось, было и дешевле, но тут симпатичнее 🙂

Я то думаю нафиг частотники ставят на заводах к движкам, давно бы димеры налепили😂
Попытка засчитана.

невсягда частотные ставят, в вентиляции на маломощьных системах и ШИМ ставят 😉

Все будет работать, надо просто увеличить нугрузку, или второй вентилятор, или какую нибудь лампочку парадельно подключить

золотые слова! Я бы паралельно кинул на подсветку плиты, но увы это накаливания лампа и жрет и греет 😉

Открываешь али, находишь ШИМ регуляторы, смотришь количество купивших и читаешь комменты с фотографиями.Полно отлично работающих за недорого.

Угораешь от колонки/сгорает квартира. Насленики.
Профит.

если колонка исправная, то она не зажжется.У меня личног так, да и писали, что газовики оговаривают одно условие-исключение одновременной работы вытяжки и колонки.Всё, больше ничего, остальное можно дофантазировать))))).Дом может рухнуть.

не, ну коменты как всегда доставляют…

диммер режет синусоиду. потому для регулировки им вентиляторов к двигателю вентилятора предявляются совершенно другие требования, и возможность его димирования указывается производителем.
но плавная регулировка как правило не нужна, хватит 2 скоростей тихая и макс.
а для этого лучше использовать конденсатор подключенный последовательно. он ограничит мощность но на вентилятор придет нормальный синус.
както так.

плюс учитывайте запрещено ставить в вытяжку вентилятор в помещении с газовыми колонками.
они могут создать сильное разряжение и противотягу.
продукты горенья пойдут в квартиру. потравиться более чем реально.

Газовая колонка ныне оборудована датчиком тяги и прекрасно НЕЗАГОРАЕТСЯ при включении вытяжки.

я по секрету скажу что и на старых он был в виде биметаллической пластинки под зонтиком. пластинка нагрелась газ погас.
нагреться она может только в отсутствии тяги или обратной тяге.
но народ все равно травится.
я предупредил, а дальше что делать с этим, личное дело каждого.

Читайте также:  Айва японская когда цветет

диммер режет синусоиду. потому для регулировки им вентиляторов к двигателю вентилятора предявляются совершенно другие требования, и возможность его димирования указывается производителем.
но плавная регулировка как правило не нужна, хватит 2 скоростей тихая и макс.
а для этого лучше использовать конденсатор подключенный последовательно. он ограничит мощность но на вентилятор придет нормальный синус.
както так.

плюс учитывайте запрещено ставить в вытяжку вентилятор в помещении с газовыми колонками.
они могут создать сильное разряжение и противотягу.
продукты горенья пойдут в квартиру. потравиться более чем реально.

Я проконсультировался с газовиком и ГВС — вызывал. Если не включать вытяжку вместе с колонкой — опасности нет. 90% квартир с вытяжками над плитой, что равносильно.
Жёсткое правило — и можно.
"при соблюдении сих 4х условий, всем здравомыслящим вино разрешено" © Хаям

Ассинхроный наверно двигатель, боюсь не сдружаться с диммером)))

Нет конечно. Диммер — тиристорный регулятор, вентилятор работает с частотой сети, там синхронник.

да я вот до сих пор не понимаю, почему двигатели, работающие с частотой сети, называются Асинхронными. Как-то не доходит.

у асинхронного магнитное поле статора движется не синхронно с якорем, опережает его

Тогда примеры синхронных двигателей?
Все безколлекторные движки имеют частоту вращения, связанную с частотой сети. То, что там ротор "проскальзывает" — понятное дело. Но тем не менее.

Принцип действия трехфазного асинхронного электродвигателя:
При включении в сеть в статоре возникает круговое вращающееся магнитное поле, которое пронизывает короткозамкнутую обмотку ротора и наводит в ней ток индукции. Отсюда, следуя закону Ампера (на проводник с током, помещенный в магнитное поле, действует отклоняющая сила), ротор приходит во вращение. Частота вращения ротора зависит от частоты питающего напряжения и от числа пар магнитных полюсов.

Разность между частотой вращения магнитного поля статора и частотой вращения ротора характеризуется скольжением. Двигатель называется асинхронным, так как частота вращения магнитного поля статора не совпадает с частотой вращения ротора.

Синхронный двигатель имеет отличие в конструкции ротора. Ротор выполняется либо постоянным магнитом, либо электромагнитом, либо имеет в себе часть беличьей клетки (для запуска) и постоянные магниты или электромагниты. В синхронном двигателе частота вращения магнитного поля статора и частота вращения ротора совпадают. Для запуска используют вспомогательные асинхронные электродвигатели, либо ротор с короткозамкнутой обмоткой.

Основной проблемой вентиляторов, которые охлаждают ту или иную часть компьютера, является повышенный уровень шума. Основы электроники и имеющиеся материалы помогут нам решить эту проблему своими силами. В этой статье предоставлена схема подключения для регулировки оборотов вентилятора и фотографии как выглядит самодельный регулятор скорости вращения.

Нужно отметить, что количество оборотов в первую очередь зависит от уровня подаваемого на него напряжения. Уменьшая уровень подаваемого напряжения, уменьшается как шум, так и число оборотов.

Схема подключения:

Вот какие детали нам пригодятся: один транзистор и два резистора.

Что касается транзистора, то берите КТ815 или КТ817, также можно использовать мощнее КТ819.

Выбор транзистора зависит от мощности вентилятора. В основном используются простые вентиляторы постоянного тока с напряжением 12 Вольт.

Резисторы нужно брать с такими параметрами: первый постоянный (1кОм), а второй переменный (от 1кОм до 5кОм) для регулировки скорости оборотов вентилятора.

Имея входное напряжение (12 Вольт), выходное напряжение можно регулировать, вращая движковую часть резистора R2. Как правило, при напряжении 5 Вольт или ниже, вентилятор перестает шуметь.

При использовании регулятора с мощным вентилятором советую установить транзистор на небольшой теплоотвод.

Похожие записи:

Вот и все, теперь вы можете собрать регулятор скорости вентилятора своими руками, без шумной вам работы.

Комментировать
507 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector