Она во многом, незаметно для него, отказывала себе и, насколько возможно, экономила в домашнем хозяйстве.
Теперь она ходила по саду и осторожно срезала ножницами цветы к обеденному столу. Клумбы опустели и имели беспорядочный вид. Доцветали разноцветные махровые гвоздики, а также левкой – наполовину в цветах, а наполовину в тонких зеленых стручьях, пахнувших капустой, розовые кусты еще давали – в третий раз за это лето – бутоны и розы, но уже измельчавшие, редкие, точно выродившиеся. Зато пышно цвели своей холодной, высокомерной красотою георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный запах. Остальные цветы после своей роскошной любви и чрезмерного обильного летнего материнства тихо осыпали на землю бесчисленные семена будущей жизни.
Близко на шоссе послышались знакомые звуки автомобильного трехтонного рожка. Это подъезжала сестра княгини Веры – Анна Николаевна Фриессе, с утра обещавшая по телефону приехать помочь сестре принимать гостей и по хозяйству.
Тонкий слух не обманул Веру. Она пошла навстречу. Через несколько минут у дачных ворот круто остановился изящный автомобиль‑карета, и шофер, ловко спрыгнув с сиденья, распахнул дверцу.
Сестры радостно поцеловались. Они с самого раннего детства были привязаны друг к другу теплой и заботливой дружбой. По внешности они до странного не были схожи между собою. Старшая, Вера, пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах. Младшая – Анна, – наоборот, унаследовала монгольскую кровь отца, татарского князя, дед которого крестился только в начале XIX столетия и древний род которого восходил до самого Тамерлана, или Ланг‑Темира, как с гордостью называл ее отец, по‑татарски, этого великого кровопийцу. Она была на полголовы ниже сестры, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо ее сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами, которые она к тому же по близорукости щурила, с надменным выражением в маленьком, чувственном рте, особенно в слегка выдвинутой вперед полной нижней губе, – лицо это, однако, пленяло какой‑то неуловимой и непонятной прелестью, которая заключалась, может быть, в улыбке, может быть, в глубокой женственности всех черт, может быть, в пикантной, задорно‑кокетливой мимике. Ее грациозная некрасивость возбуждала и привлекала внимание мужчин гораздо чаще и сильнее, чем аристократическая красота ее сестры.
Она была замужем за очень богатым и очень глупым человеком, который ровно ничего не делал, но числился при каком‑то благотворительном учреждении и имел звание камер‑юнкера. Мужа она терпеть не могла, но родила от него двух детей – мальчика и девочку; больше она решила не иметь детей и не имела. Что касается Веры – та жадно хотела детей и даже, ей казалось, чем больше, тем лучше, но почему‑то они у нее не рождались, и она болезненно и пылко обожала хорошеньких малокровных детей младшей сестры, всегда приличных и послушных, с бледными мучнистыми лицами и с завитыми льняными кукольными волосами.
Анна вся состояла из веселой безалаберности и милых, иногда странных противоречий. Она охотно предавалась самому рискованному флирту во всех столицах и на всех курортах Европы, но никогда не изменяла мужу, которого, однако, презрительно высмеивала и в глаза и за глаза; была расточительна, страшно любила азартные игры, танцы, сильные впечатления, острые зрелища, посещала за границей сомнительные кафе, но в то же время отличалась щедрой добротой и глубокой, искренней набожностью, которая заставила ее даже принять тайно католичество. У нее были редкой красоты спина, грудь и плечи. Отправляясь на большие балы, она обнажалась гораздо больше пределов, дозволяемых приличием и модой, но говорили, что под низким декольте у нее всегда была надета власяница.
Подчеркните как члены предложения однородные члены.
Клумбы опустели и имели беспорядочный вид.Доцветали разноцветные махровые гвоздики,а также левкой- наполовину в цветах,а наполовину в тонких зелёных стручьях, пахнувших капустой, розовые кусты ещё давали — в третий раз за это лето- бутоны и розы,но уже измельчавшие,редкие, точно выродившиеся.Зато пышно цвели своей холодной высокомерной красотою георгины,пионы и астры, распространяя в чутком воздухе осений,травянистый, грустный запах.Остальные цветы после своей роскошной любви и чрезмерного обильного летнего материнства тихо осыпали на землю бесчисленне семена будущей жизни.
Точность | Выборочно проверено |
Левко́й или Маттио́ла (лат. Matthióla ) — небольшие красивоцветущие кустистые растения семейства капустные, издавна их ценят за душистые цветы с дурманящим сладким ароматом. Наиболее известный вид — левкой седой, у которого выведено множество садовых гибридов и красивоцветущих сортов. Левкой — растение теплолюбивое, а потому более распространено на юге Европы.
Содержание
Левкой в прозе [ править ]
Трав и цветов мало в большом лесу: густая, постоянная тень неблагоприятна растительности, которой необходимы свет и теплота солнечных лучей; чаще других виднеются зубчатый папоротник, плотные и зелёные листья ландыша, высокие стебли отцветшего лесного левкоя, да краснеет кучками зрелая костяника; сырой запах грибов носится в воздухе, но всех слышнее острый и, по-моему, очень приятный запах груздей, потому что они родятся семьями, гнёздами и любят моститься (как говорят в народе) в мелком папоротнике, под согнивающими прошлогодними листьями.
Тысячи различных цветов наполняли воздух оранжереи своими ароматами: пёстрые с терпким запахом гвоздики; яркие японские хризантемы; задумчивые нарциссы, опускающие перед ночью вниз свои тонкие белые лепестки; гиацинты и левкои — украшающие гробницы; серебристые колокольчики девственных ландышей; белые с одуряющим запахом панкрации; лиловые и красные шапки гортензии. |
— Александр Куприн, «Столетник», 1895 |
Надпись на могильной плите почти совсем стёрлась, да и немудрено: сто шестьдесят пять лет лежит она на бабушкиной могиле! Но за все эти сто шестьдесят пять лет не перестают цвести на её могиле розы, красная и белая жимолость, душистый горошек, разноцветный левкой и другие цветы, превращая место вечного упокоения в роскошный цветник. Надписи же право не нужно… Она может и совсем стереться, даже могильная плита может рассыпаться, а цветы будут продолжать цвести и благоухать, и их аромат всё также будет разносить но воздуху память о милой бабушке. |
— Екатерина Балобанова, «Бабушкин дом» (Легенды о старинных замках Бретани), 1896 |
Уж очень хорошо светило солнце, и зелена была лужайка после дождя, ― и один за другим, как мухи к мёду, неосторожно прилипали к ней рабочие из усадьбы и кое-кто из сухотинских, а к вечеру были пьяны все, даже кучер Серапион и Прокофий. Серапион так и заснул где-то потом на цветочной клумбе, окончательно подмяв под себя и резеду и левкой. [1] |
— Сергей Сергеев-Ценский, «Печаль полей», 1909 |
Когда лошади поворачивали из Чернышевского переулка на Тверскую, от дома Варгина сошёл на мостовую молодой человек в форме морского офицера. В одной руке у него была коробка, перевязанная ленточкой, как перевязывают конфеты; в, ленточку был воткнут цветок, — не то левкой, не то ландыш. Приблизившись к коляске, он взял коробку в обе руки и подбросил её под коляску. Она была в это время против третьего окна генерал-губернаторского дома. Лошади понесли, адмирал, поднявшись с земли, пошёл к генерал-губернаторскому дому; тут его подхватили городовые и ещё некоторые лица, личность которых нельзя было установить, и помогли ему дойти до подъезда. [2] |
— Борис Савинков, «Воспоминания террориста», 1909 |
Теперь она ходила по саду и осторожно срезала ножницами цветы к обеденному столу. Клумбы опустели и имели беспорядочный вид. Доцветали разноцветные махровые гвоздики, а также левкой — наполовину в цветах, а наполовину в тонких зелёных стручьях, пахнувших капустой, розовые кусты ещё давали — в третий раз за это лето — бутоны и розы, но уже измельчавшие, редкие, точно выродившиеся. Зато пышно цвели своей холодной, высокомерной красотою георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный запах. Остальные цветы после своей роскошной любви и чрезмерного обильного летнего материнства тихо осыпали на землю бесчисленные семена будущей жизни. |
— Александр Куприн, «Гранатовый браслет», 1910 |
― Смешной! Я знаю же. Не надо говорить… Ужалила Кембла двумя нежными остриями ― быстро клюнула в губы ― и уже всё ушло, и только запах левкоя, как бывает в сухмень, ― едкий и сладостный. |
— Евгений Замятин, «Островитяне», 1917 |
. почитатели ждали статьи о Бальзаке от «нашего достопочтенного старца»; он ― вместо статьи подтирал её слюни, из лейки левкой поливал. |
— Андрей Белый, «Москва под ударом», 1926 |
Может быть, в самом деле эта душа, бесстрашная в окровавленной операционной, чувствует себя робким чижиком: «Вдыхая аромат душистого левкоя В вечерней тишине…» Поэта Сергея Г. «открыл» и приобщил к литературному высшему обществу Гумилёв. [3] |
— Георгий Ива́нов, «Петербургские зимы», 1928 |
Полнейшее безветрие. Единственный признак жизни ― это именно чёрный профиль неба, бессильно прислонившегося к плетню. И другой. Крепкий запах цветущего табака и левкоя, которым в ответ на это изнеможенье откликается земля. С чем только не сравнимо небо в такую ночь! Крупные звёзды ― как званый вечер. Млечный Путь ― как большое общество. [4] |
— Борис Пастернак, «Охранная грамота», 1930 |
Мак. Вы очень кокетливы. Левкой. Ваших дьявольских глаз я боюсь, как огня. Резеда. Ты рождена играть сердцами. [5] |
— Лев Кассиль, «Дело вкуса», 1964 |
«Шуми левкой и резеда. С моей душой стряслась беда. С душой моей стряслась беда, Шуми левкой и резеда». Все понимают, что левкой не дуб и резеда не липа, шуметь они не могут. И всё-таки это хорошо, а почему хорошо, объяснить невозможно: такова поэзия. И, вспоминая Есенина, я всегда думаю: был поэт… [6] |
— Илья Эренбург, «Люди, годы, жизнь. Книга 2», 1965 |
Мария Ильинична перечитала ещё раз дорогие строки и задумчиво смотрит на столик в камере — грубо сколоченные три доски, почерневшие от времени. И в её воображении на столе возникает большой жёлтый обливной кувшин, любимый кувшин мамы, и в нём цветы. Как красиво подобран букет. Так умеет только мама. Вот клейкая полевая гвоздика, которую в поле и не заметишь, сиреневые левкои, жёлтый львиный зев, и чудится: в раструбе цветка копошится пчела, вытягивая хоботком сладкий нектар, кукушкины слёзки дрожат на тоненьких волосках, даже красные метёлки щавеля украшают букет. И как много в нём васильков — любимых цветов Марии Ильиничны. И вот уже не букет перед нею, а освещённый солнцем луг с травой по колено, и в траве цветы, цветы, а над лугом опрокинут океан воздуха, и какой это воздух! Вкус и аромат особенно умеют ценить люди, посидевшие в тюрьме. Так пахнет свобода, так благоухает сама жизнь. [7] |
— Зоя Воскресенская, «Сердце матери», 1965 |
Нельзя же объяснить запах левкоя или гвоздики или вкус яблока. У одного автора это творческое воображение может быть развито очень сильно и доминировать в его работе, возникать буквально из ничего, у другого требует твердой жизненной опоры и отталкивается от чего-либо замеченного в реальности. |
— Виктор Розов, «Удивление перед жизнью», 2000 |
Левкой в поэзии [ править ]
Жемчужной белизной
Сияли ландыши… алели георгины,
Пестрели бархатцы, нарциссы и левкой,
И розы и́скрились, как яркие рубины… [8]
Вчера всю ночь стучался в стёкла |
— Константин Льдов, «Вчера всю ночь стучался в стёкла. », 1899 |
Левкой, цветок весьма приятный, |
— Виктор Гофман, «В альбом», 1901 |
Пролети в душе людской, |
— Константин Бальмонт, «К царице фей», 1903 |
Маркиз гуляет с другом в цветнике. |
— Михаил Кузмин, «Разговор», 1908 |
С жасмином траурный левкой |
— Михаил Кузмин, «Уж прожил года двадцать три я. », 1912 |
Вечер тих, — не надо поцелуя! |
— Марина Цветаева, «Ока», 1910-е |
Ждёт девушка от друга, от барыни кухарка, |
— Вера Меркурьева, «Тёплая шаль», 1920 |
Левкой ли пахнет палевый |
— Михаил Кузмин, «Fides apostolica», 1921 |
Мы живем не как туристы, |
— Михаил Кузмин, «Колизей», 1921 |
Здесь, сердце вещее, ― измлей |
— Андрей Белый, «Первое свидание», 1921 |
Что полей и маки и левкои, |
— Николай Тихонов, «Динамит», 1922 |
Шуми, левкой и резеда. |
— Сергей Есенин, «Цветы», 1924 |
Мохнатенькие, как легко |
— Георгий Оболдуев, «Воспламеняя нашу кровь. », 1926 |
Но во всю глотку небеса звездаре́знули |
— Георгий Оболдуев, «Живая картина», 1930 |
Шёл я ночью полевой |
— Георгий Оболдуев, «Шёл я ночью полевой. », 1932 |
Левкой и Млечный Путь |
— Борис Пастернак, «Как кочегар, на бак. », 1936 |
Розе и левкою |
— Георгий Оболдуев, «Есть же, это, счастье. », 1940 |
Всё ниже склоняют подсолнухи медные шляпы. |
— Леонид Лавров, «По краскам августа», 1942 |
Окунув лицо в левкои, |
— Валентин Катаев, «Окунув лицо в левкои. », 1943 |
Бессмертники и метеолы [комм. 1] |
— Георгий Оболдуев, «Бессмертник», 1947 |
Мне не спится и не рифмуется, |
— Наталья Крандиевская-Толстая, «Мне не спится и не рифмуется. », 1961 |
Комментарии [ править ]
- ↑ «Бессмертники и метеолы» — в этой строке, дважды повторяющейся в стихотворении Георгия Оболдуева, «метеола» — или авторская «ошибка», или укрепившееся простонародное (упрощённое, детское, школьное) произношение латинского названия левкоя — «маттиола».
Источники [ править ]
- ↑Сергеев-Ценский С.Н. Собрание сочинений. В 12 томах. Том 1. — М.: «Правда», 1967 г.
- ↑Б.С. Савинков. «Воспоминания террориста». — Л.: Лениздат, 1990 г.
- ↑Иванов Г. Мемуарная проза. М.: «Захаров», 2001 г. (по изд.: Георгий Иванов. Петербургские зимы. Париж: Книжное дело «La Source» 1928 г.
- ↑Б. Пастернак. «Воздушные пути». Проза разных лет. — М.: «Современник», 1989 г.
- ↑Кассиль Л. А. «Дело вкуса». — М.: «Искусство», 1964 г.
- ↑Эренбург Илья. «Люди, годы, жизнь». — М.: Советский писатель, 1990 г.
- ↑Воскресенская З.И. «Сердце матери». Минск: «Юнацтва», 1986 г.
- ↑С. Я. Надсон. Полное собрание стихотворений. Новая библиотека поэта. Большая серия. — СПб.: Академический проект, 2001 г.
- ↑ Поэты 1880-1890-х годов. Библиотека поэта. Второе издание. — Л.: Советский писатель, 1972 г.
- ↑В. Гофман. «Любовь к далёкой». — М.: Росток, 2007 г.
- ↑М. Кузмин. «Избранные произведения». — Л.: «Художественная литература», 1990 г. — стр. 40
- ↑ 12,012,112,2М. Кузмин. Стихотворения. Новая библиотека поэта. — СПб.: Академический проект, 2000 г.
- ↑В. Меркурьева. «Тщета». — М.: Водолей Publishers, 2007 г.
- ↑А. Белый. Стихотворения и поэмы в 2-х т. Новая библиотека поэта. — СПб.: Академический проект, 2006 г.
- ↑Н.С.Тихонов. Стихотворения и поэмы. Библиотека поэта. — Л.: Советский писатель, 1981 г.
- ↑ 16,016,116,216,316,4Г. Оболдуев. Стихотворения. Поэмы. М.: Виртуальная галерея, 2005 г.
- ↑Б. Пастернак. Стихотворения и поэмы в двух томах. Библиотека поэта. Большая серия. Л.: Советский писатель, 1990
- ↑Л. Лавров. «Из трёх книг». М.: Советский писатель, 1966 г.
- ↑Катаев В.П. Избранные стихотворения. Москва, «Астрель», 2009 г.
См. также [ править ]
- Статья в Википедии
- Тексты в Викитеке
- Медиафайлы на Викискладе
Поделитесь цитатами с вашими друзьями:
«ВКонтакте» • «Facebook» • «Twitter» • «LiveJournal»