Энергетическая безопасность государства – важнейший вопрос, который должен чётко контролироваться законодательством. Для этого была принята Доктрина энергетической безопасности РФ.
- стратегия национальной и экономической безопасности страны, а также научно-технического развития до 2030-го года;
- положения государственной политики в сфере промышленной безопасности до 2025 года;
- другие положения стратегического планирования по вопросам нацбезопасности.
- первостепенное значение в данной сфере имеет законность и нормативно-правовое регулирование в энергосфере;
- приоритеты ставятся на внутренний рынок страны и стабильность налоговой политики;
- обеспечение топливно-энергетического комплекса финансированием, кадрами, природными ресурсами;
- партнёрство между государством и частным экономическим сектором, работающим в энергетической отрасли;
- внимание к интересам всех субъектов, работающих в сфере энергетической безопасности страны.
Многопрофильный центр "Феникс" предоставляет возможность пройти подготовку к аттестации по различным направлениям промышленной безопасности, в том числе в области эжнергетической безопасности, как в очной, так и в дистанционной форме.
Президент России Владимир Путин утвердил новую доктрину энергетической безопасности страны. Соответствующий указ был подписан 13 мая и сегодня опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.
Документ одновременно признает утратившей силу доктрину энергетической безопасности России, утвержденную в ноябре 2012 года.
Почти 20-страничная доктрина описывает вызовы и угрозы в сфере энергобезопасности, а также цели, принципы, основные направления и задачи по ее обеспечению.
Внешние и внутренние угрозы
Под «энергетической безопасностью» понимается «состояние защищенности экономики и населения страны от угроз национальной безопасности в сфере энергетики» в сочетании с выполнением обязательств по снабжению жителей страны топливом и электроэнергией и исполнением экспортных контрактов.
Среди основных внешних угроз энергетической безопасности России в документе фигурируют:
- сокращение традиционных для страны внешних энергетических рынков;
- незаконный отбор экспортируемых Россией энергоресурсов при их транспортировке по территориям других стран;
- ограничения в отношении российских компаний, связанные с санкциями;
- дискриминация российских топливно-энергетических компаний «путем изменения международного нормативно-правового регулирования, в том числе под предлогом реализации климатической и экологической политики».
При этом Россия «поддерживает международные усилия по борьбе с изменениями климата», хотя и считает недопустимым «рассмотрение вопросов изменения климата и охраны окружающей среды с предвзятой точки зрения» и ущемление интересов государств — производителей энергоресурсов, подчеркивается документе.
К внешним рискам отнесены медленные темпы реагирования российских компаний на тенденции в мировой энергетике, их неготовность на случай реализации военно-политических угроз, недостаточность механизмов по предотвращению дискриминации российских компаний и принятие неверных инвестиционных решений.
Есть и внутренние угрозы энергетической безопасности России, говорится в документе. Это, в частности:
- несоответствие возможностей ТЭК потребностям развития России (избыток или дефицит мощностей, инфраструктуры и др);
- снижение качества минерально-сырьевой базы и истощение месторождений;
- нехватка квалифицированных кадров, коррупция и нарушения в сфере трудовых отношений.
К внутренним рискам для энергетической безопасности документ также относит «чрезмерную финансовую нагрузку» на топливно-энергетические компании, возникающую из-за роста налогов, таможенных пошлин и других платежей, низкая эффективность мер по их поддержке, избыточность требований экологической безопасности, необоснованную монополизацию и неравную конкуренцию на рынке ТЭК, а также медленную реакцию образовательных организаций на изменения в мире.
Доктрина также определяет основные направления работы для достижения энергетической безопасности в России:
- совершенствование систем госуправления, в том числе стабильность налоговой политики, долгосрочное регулирование тарифов на услуги и товары ТЭК, развитие конкуренции и предотвращение различных преступлений против российских компаний и трубопроводов;
- поддержание запасов топлива и энергии на необходимом уровне в государственном резерве, развитие распределенных источников энергоснабжения и уменьшение отрицательного воздействия работы компаний на окружающую среду;
- развитие инфраструктуры и объектов ТЭК в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, на Северном Кавказе, в Арктической зоне России, а также в Крыму и в Калининградской области;
- содействие развитию российской электротехнической промышленности, предприятиям энергомашиностроения и приборостроения;
- развитие внутреннего рынка сжиженного природного газа, большая интеграция со странами ЕАЭС и СНГ и углубленное партнерство с другими международными объединениями — странами БРИКС, ШОС (Шанхайская организация сотрудничества), ФСЭГ (Форум стран — экспортеров газа) и ОПЕК.