No Image

Доктрина энергетической безопасности российской федерации 2012

СОДЕРЖАНИЕ
96 просмотров
12 декабря 2019

Президент Владимир Путин утвердил Доктрину энергетической безопасности, которая сменила документ от 2012 года.

Почти 20-страничный документ признает ключевую роль топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в формировании российского бюджета, а также подчеркивает, что отечественная энергетика имеет большое значение для национальной безопасности и социально-экономического развития страны. Около половины федеральных доходов относятся к нефтегазовым, а Россия традиционно остается одним из мировых лидеров по производству нефти и газа.

Доктрина делится на четыре части, в которых говорится об основных вызовах, угрозах, рисках и задачах по обеспечению энергобезопасности. ТАСС изучил их и рассказывает подробности.

Что такое энергетическая безопасность?

Это состояние, когда страна — ее экономика и население — защищена от угроз надежному снабжению потребителей топливом и энергоресурсами. А также ничего не мешает государству выполнять свои экспортные контракты и другие международные обязательства в сфере энергетики.

Ранее министр энергетики Александр Новак объяснял, что под энергобезопасностью подразумевается надежное обеспечение внутреннего рынка нужным количеством ресурсов — нефтью, газом, углем, нефтепродуктами. Кроме того, она учитывает создание необходимых запасов и резервов на случай, если пиковое потребление вырастет.

В чем разница между вызовами, угрозами и рисками для энергобезопасности?

  • вызовы создают новые стимулы для развития мировой и российской энергетики и экономики;
  • угрозы, соответственно, наносят им ущерб;
  • а риски создают ситуации, когда вызовы могут перерасти в угрозы, то есть означают негативное влияние на состояние энергобезопасности.

С какими вызовами сталкивается российская энергетика?

Их, так же, как угрозы и риски, можно разделить на внешние, внутренние и общемировые.

Так, к внешним относятся:

  • смещение центра мирового экономического роста в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР);
  • снижение мирового спроса на энергоресурсы;
  • усиление конкуренции между экспортерами;
  • изменение международного законодательства;

Здесь, кстати, может подразумеваться недавно принятая Газовая директива ЕС, которая ужесточает требования к строящемуся газопроводу "Северный поток — 2".

  • рост производства сжиженного природного газа (СПГ), увеличение его доли на мировом рынке и возрастающий интерес к возобновляемым источникам энергии.

Что касается СПГ, стоит отметить, что именно его США предлагают европейскому рынку вместо российского газа, надеясь вытеснить страну из региона.

Также Россия поддерживает международные усилия и готова сотрудничать в выполнении экологических программ для перехода к "зеленой экономике", но только не в ущерб интересам государств — производителей энергоресурсов. Страна считает недопустимым "рассмотрение вопросов изменения климата и охраны окружающей среды с предвзятой точки зрения".

Читайте также:  Ombra a90039 3 8 10 110 нм

Изнутри же развитие энергетики стимулируют трансформация экономики, модернизация производства и демографические особенности, а именно увеличение числа людей старшего поколения, уменьшение трудоспособного населения и миграция.

Общим вызовом для всех мировых экономик доктрина называет развитие и активное внедрение передовых технологий.

Что угрожает энергобезопасности?

Среди главных внешних угроз доктрина называет:

  • сокращение традиционных для России внешних рынков сбыта и сложности с выходом на новые;
  • ограничения против российских компаний, связанные с санкциями;
  • незаконный отбор экспортируемых Россией энергоресурсов при транзите через третьи страны.

Кроме того, опасность представляют международные военные конфликты и обострение политической обстановки на мировой арене. Также власти напоминают об опасности терроризма, кибератак и природных катаклизмов.

Под внутренними угрозами в свою очередь подразумеваются:

  • ситуации, когда возможности ТЭК не соответствуют потребностям потребителей — например, избыток или недостаток мощностей, инфраструктуры и т. д.;
  • истощение месторождений и снижение качества добываемых ресурсов;
  • нехватка квалифицированных работников и нарушения в сфере трудовых отношений;
  • коррупция, хищения и другие преступления в энергетической сфере.

А какие риски усложняют ситуацию?

К внешним рискам относятся медленная реакция российских компаний на тенденции в мировой экономике, их неверные инвестиционные решения, неподготовленность к санкциям и другим военно-политическим угрозам.

Внутренними рисками документ назвал чрезмерную финансовую нагрузку на предприятия, неэффективные меры по их поддержке, высокий износ производства, чрезмерные экологические требования, неравную конкуренцию, нерациональное потребление, медленную реакцию системы образования на новые потребности рынка и др.

У властей есть план действий?

Доктрина определяет основные направления работы по обеспечению энергетической безопасности России:

  • совершенствование госуправления за счет стабильной налоговой политики, долгосрочного и сбалансированного регулирования тарифов, развития здоровой конкуренции на рынке, предотвращения преступлений против российских компаний и обеспечения безопасных условий труда;
  • поддержание запасов топлива и энергоресурсов на нужном уровне, развитие источников энергоснабжения и уменьшение негативного экологического воздействия;
  • развитие внутреннего рынка СПГ, а также инфраструктуры и объектов ТЭК в Восточной Сибири, в Арктике, на Дальнем Востоке, на Северном Кавказе, в Крыму и Калининградской области;
  • реализация отечественного научно-технического потенциала и помощь в развитии энергомашиностроения, приборостроения и электротехнической промышленности;
  • противодействие санкциям и усиление партнерства в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Содружества независимых государств (СНГ), углубление связей со странами БРИКС и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), а также в рамках Форума стран — экспортеров газа (ФСЭГ) и ОПЕК.
Читайте также:  Villeroy boch как правильно произносить

Энергетическая безопасность государства – важнейший вопрос, который должен чётко контролироваться законодательством. Для этого была принята Доктрина энергетической безопасности РФ.

  • стратегия национальной и экономической безопасности страны, а также научно-технического развития до 2030-го года;
  • положения государственной политики в сфере промышленной безопасности до 2025 года;
  • другие положения стратегического планирования по вопросам нацбезопасности.
  • первостепенное значение в данной сфере имеет законность и нормативно-правовое регулирование в энергосфере;
  • приоритеты ставятся на внутренний рынок страны и стабильность налоговой политики;
  • обеспечение топливно-энергетического комплекса финансированием, кадрами, природными ресурсами;
  • партнёрство между государством и частным экономическим сектором, работающим в энергетической отрасли;
  • внимание к интересам всех субъектов, работающих в сфере энергетической безопасности страны.

Многопрофильный центр "Феникс" предоставляет возможность пройти подготовку к аттестации по различным направлениям промышленной безопасности, в том числе в области эжнергетической безопасности, как в очной, так и в дистанционной форме.

Президент России Владимир Путин утвердил новую доктрину энергетической безопасности страны. Соответствующий указ был подписан 13 мая и сегодня опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

Документ одновременно признает утратившей силу доктрину энергетической безопасности России, утвержденную в ноябре 2012 года.

Почти 20-страничная доктрина описывает вызовы и угрозы в сфере энергобезопасности, а также цели, принципы, основные направления и задачи по ее обеспечению.

Внешние и внутренние угрозы

Под «энергетической безопасностью» понимается «состояние защищенности экономики и населения страны от угроз национальной безопасности в сфере энергетики» в сочетании с выполнением обязательств по снабжению жителей страны топливом и электроэнергией и исполнением экспортных контрактов.

Среди основных внешних угроз энергетической безопасности России в документе фигурируют:

  • сокращение традиционных для страны внешних энергетических рынков;
  • незаконный отбор экспортируемых Россией энергоресурсов при их транспортировке по территориям других стран;
  • ограничения в отношении российских компаний, связанные с санкциями;
  • дискриминация российских топливно-энергетических компаний «путем изменения международного нормативно-правового регулирования, в том числе под предлогом реализации климатической и экологической политики».
Читайте также:  Дизайн ванной стиральная машина под раковину

При этом Россия «поддерживает международные усилия по борьбе с изменениями климата», хотя и считает недопустимым «рассмотрение вопросов изменения климата и охраны окружающей среды с предвзятой точки зрения» и ущемление интересов государств — производителей энергоресурсов, подчеркивается документе.

К внешним рискам отнесены медленные темпы реагирования российских компаний на тенденции в мировой энергетике, их неготовность на случай реализации военно-политических угроз, недостаточность механизмов по предотвращению дискриминации российских компаний и принятие неверных инвестиционных решений.

Есть и внутренние угрозы энергетической безопасности России, говорится в документе. Это, в частности:

  • несоответствие возможностей ТЭК потребностям развития России (избыток или дефицит мощностей, инфраструктуры и др);
  • снижение качества минерально-сырьевой базы и истощение месторождений;
  • нехватка квалифицированных кадров, коррупция и нарушения в сфере трудовых отношений.

К внутренним рискам для энергетической безопасности документ также относит «чрезмерную финансовую нагрузку» на топливно-энергетические компании, возникающую из-за роста налогов, таможенных пошлин и других платежей, низкая эффективность мер по их поддержке, избыточность требований экологической безопасности, необоснованную монополизацию и неравную конкуренцию на рынке ТЭК, а также медленную реакцию образовательных организаций на изменения в мире.

Доктрина также определяет основные направления работы для достижения энергетической безопасности в России:

  • совершенствование систем госуправления, в том числе стабильность налоговой политики, долгосрочное регулирование тарифов на услуги и товары ТЭК, развитие конкуренции и предотвращение различных преступлений против российских компаний и трубопроводов;
  • поддержание запасов топлива и энергии на необходимом уровне в государственном резерве, развитие распределенных источников энергоснабжения и уменьшение отрицательного воздействия работы компаний на окружающую среду;
  • развитие инфраструктуры и объектов ТЭК в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, на Северном Кавказе, в Арктической зоне России, а также в Крыму и в Калининградской области;
  • содействие развитию российской электротехнической промышленности, предприятиям энергомашиностроения и приборостроения;
  • развитие внутреннего рынка сжиженного природного газа, большая интеграция со странами ЕАЭС и СНГ и углубленное партнерство с другими международными объединениями — странами БРИКС, ШОС (Шанхайская организация сотрудничества), ФСЭГ (Форум стран — экспортеров газа) и ОПЕК.
Комментировать
96 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector