No Image

Доминанта в композиции это

СОДЕРЖАНИЕ
2 822 просмотров
12 декабря 2019

Для того, чтобы любая композиция стала выразительной, она должна иметь композиционный центр или доминанту. Композиционный центр может состоять из:

1) одного большого элемента

2) нескольких маленьких элементов

Может быть представлен свободным пространством или композиционной паузой.

Варианты выстраивания доминанты.

1. Сгущение элементов на одном участке плоскости по сравнению с их равномерным распределением на других участках.

2. Выделение элемента цветом, при этом остальные параметры (форма, текстура) одинаковы.

3. Контрастность форм или фактур (например, среди множества линейных форм, один – неправильной формы).

4. Увеличение в размерах одного из элементов по сравнению с другими.

5. Композиционная пауза, т.е. образовавшаяся пустота будет доминировать над другими участками композиции, если они заполнены элементами неравномерно.

Задание на организация доминанты, при этом все элементы композиции должны иметь одну и ту же форму. Создать три композиционных варианта.

1) Композиционный центр – самый маленький элемент.

2) Комплзиционный центр – самый большой элемент.

3) Композиционный центр – зона пространства.

Доминанта должна легко просматриваться в композиции, при необходимости её можно подчёркивать цветом или тоном. Требования: для композиции взять 9 одинаковых по форме геометрических фигур, но разного размера, и выполнить аппликацию на фоне листа А4.

Закон доминанты выражает выявление композиционного центра во всех формах искусства. В промышленном дизайне – это главный функциональный элемент технического средства. В графическом – это главный смысловой элемент бренда, плаката и т.д. В дизайне архитектурной среды доминантой является лидер организующий пространства. Композиции могут быть организованы по принципу симметрии или асимметрии. В симметричных композициях равновесие происходит от центра оси или плоскости симметрии, при этом симметрично располагаются равные не только по форме элементы, но и по массе. В асимметричной композиции сохраняется целостность в том случае, когда фактическое неравенство элементов устраняется их зрительным равновесием, при этом появляется новая ось зрительной симметрии, которая походит через центр зрительный центр композиции.

Построение монокомпозиции.

Монокомпозиция – это композиция, которая заключена в рамки определенного формата, заданного ситуацией. Декоративная композиция всегда обладает степенью условности передачи формы, т.е. является формальной композицией. Есть основные принципы построения монокомпозиции.

1. Близость мотивов к границей плоскости мешает созданию замкнутой структуры, поэтому необходимо определить расстояние объектов от краёв площади.

2. Если монокомпозиция является сложной и состоит из множества мотивов, их следует сгруппировать.

3. Все элементы монокомпозиции должны быть уравновешенны по форме и геометрической конфигурации.

Трансформации поверхности листа.

Самый простой вид трансформации листа – это трансформации на сгибе, т.е трансформации с выдвинутыми элементами поверхности. Выдвижение при этом способе образуется при складывание листа под прямым углом, т.е 90 гр. В стандартных вариантах таких композиций все вертикальные линии прорезаются, а горизонтальные линии складываются в сторону от себя или к себе. Так же к трансформации поверхности листа относится различные виды спиралей. Наиболее простыми в изготовлении, являются прямоугольные спирали, т.е спираль образованная прорезями под углом 90 гр. Трансформируемые плоскости, как прием композиционного моделирования используется в декоративно–прикладном искусстве, дизайне и архитектуре.

Для того, чтобы построить объемный сгиб в виде куба необходимо использовать метод сдвига. Если необходимо сделать двойной блок, то базовые линии, относительно которых происходит сдвиг, могут увеличиться.

Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; Нарушение авторского права страницы

Читайте также:

  1. I Определение показателей опасности выбросов
  2. II Определение выбросов оксида углерода по данным инструментальных замеров
  3. II. Иодометрическое определение меди
  4. II. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕХАНИЧЕСКИХ СВОЙСТВ МЕТАЛЛОВ
  5. II. Определение пероксида водорода
  6. Z ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 527
  7. Агрессия: определение и основные теории
  8. Агрессия: определение и основные теории 6
  9. Аксиомы теории вероятностей. Аксиоматическое определение вероятности
  10. АРхитектурная графика с основами композиции
  11. АРхитектурная графика С основАМИ композиции
  12. Б. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОВ В ВОЗДУХЕ.

План

Доминанта в композиции, понятие целостности композиции

1. Определение доминанты а композиции

2. Способы выделения доминанты на плоскости

4. Примеры работ

Доминанта — (от лат. dominantis -господствующий), главенствующая идея, основной признак или важнейшая составная часть чего-нибудь.

Читайте также:  Варианты сайдинга для обшивки дома фото

Внутреннее организующее начало в композиции с первого взгляда обнаруживается благодаря наличию доминанты — смыслового центра, где завязывается основное действие, возникают основные связи. С доминанты начинается восприятие произведения, она как бы точка отсчета, эмоционально смысловой и структурный центр.

В художественном произведении (в картине) смысловым центром могут являться главные герои картины, в пейзаже – мотив (то, на что больше художник обращает внимание зрителя, то, что более тщательно прописано, выделено). В произведениях батального жанра доминанта – это один главный герой в толпе врагов, либо целая группа победителей, которые показаны ярче, крупнее, более внимательно. Уже в этом описании видно, с помощью каких средств художник выделяет главный смысл картины.

В произведениях абстрактной и формальной композиции, доминантой могут служить либо отдельные элементы, либо целые группы элементов (в нашем случае простые геометрические фигуры, или их набор), они также выделяются с помощью разных способов. Смысловой центр часто совпадает со зрительным центром, т. е. располагается в центральной зоне картинного поля. Характеристики доминанты в более приглушенном звучании должны повторяться в отдельных частях композиции (т.е. второстепенных элементах), связывая между собой доминанту и второстепенные элементы, и наоборот, второстепенные элементы доминантой.

Здесь могут возникнуть два вопроса:

1. Зачем связывать между собой доминанту и другие элементы композиции?

2. С помощью каких средств можно их увязать между собой?

Доминанта всегда должна иметь «отголоски, отзвуки» во второстепенных элементах, связывая всю композицию в единое целое, таким образом обеспечивается один из главных признаков композиции – цельность и единство.

Отвечая на второй вопрос можно утвердительно сказать, что связать доминантный элемент с второстепенными можно с помощью цвета, фактуры, формы, узоров.

Рассмотрим конкретные примеры: главный элемент желтый – второстепенные элементы могут нести на себе частичку жёлтого, либо имеют цвет производный от желтого. Если главный элемент имеет сложную форму, то второстепенные могут частично иметь усложнения, если главная доминанта очень рельефная по фактуре, второстепенные элементы могу нести такой-же узор фактуры на какой-то своей части, либо менее выраженную такую-же фактуру.

На рисунке 1а представлена композиция с большой доминантой, проанализируем эту композицию.

Доминанта воспринимается с первого взгляда, поскольку она самая большая, по форме она относится к группе фигур имеющих углы, собственно все элементы композиции относятся к этой группе, тем самым обеспечивается единство композиции по форме. Анализируя тоновые отношения (количество чёрного и белого), можно сказать что во всех элементах нет тонового контраста, т.е. разница в их количестве небольшая, кроме того, светло серый цвет доминанты, присутствует в квадрате, который относится к второстепенной группе элементов.

На рисунке 1б, показана доминанта, которая имеет меньше и темнее второстепенных элементов. При «чтении» этой композиции главный элемент читается гораздо быстрее, чем в рисунке 1а за счёт наибольшего контраста по размеру, расположения в центрально части листа, отсутствия перекрытия с другими элементами (контуры квадрата чистые, не пересекаются с другими фигурами) – таким образом доминанта выделилась из окружения. Теперь рассмотрим, что обеспечивает цельность композиции – все фигуры угловые, их грани расположены параллельно, либо перпендикулярно друг другу, второстепенные элементы по тону взаимосвязаны с фоном, тёмно-серый цвет которого достаточно взаимосвязан с чёрным цветом доминанты.

Это далеко не все приёмы достижения единства композиции, решение выходит из тщательного анализа своей композиции, распределения изобразительного материала на плоскости и чёткого понимания поставленной задачи на практике.

Способы выделения доминанты на плоскости изображаемого:

1) За счёт своей величины и величины остальных элементов.

Доминантный элемент или доминантная группа может отличаться по размеру и быть:

· Больше второстепенных элементов (рис.1а)

· Меньше второстепенных элементов (рис.1б)

рис.1а Доминанта больше других рис.1б. Доминанта меньше других

2) Положения на плоскости (отдельный, одинокий от других)

Вокруг элемента организуется пустое пространство, а все остальные сближаются. И второстепенные указывают (рис.2а) или не указывают (рис.2б) на главный элемент силовыми линиями.

(рис. 2а) (рис. 2б)

3) Форма элемента.

Читайте также:  Высококачественная штукатурка стен снип

Если композиционный центр состоит из одного элемента, он может быть:

· Сложнее по форме (рис.3а)

· Более простым (рис.3б)

· Не подобным группе подобных (рис.3в)

(рис.3а) (рис.3б) (рис.3в)

4) Фактура элемента (которая отличается от фактуры других элементов) – рис.4.

(рис.4)

5) Цвет.

Путем применения контрастного (противоположного цвета) к цвету второстепенных элементов (яркий цвет в нейтральной среде, и наоборот; хроматический цвет среди ахроматических; теплый цвет при общей холодной гамме второстепенных элементов; темный цвет среди светлых).

6) Проработки элементов.

Главный элемент более проработан, чем второстепенные.

В данной лекции даны далеко не все и не самые сложные способы выделения композиционного центра. Таких способов множество, например выделение доминанты за счёт контура, трёхмерности, более важной смысловой нагрузки и т.д. и т.п.

Схемы, приведённые в лекции не являются штампами, а лишь простейшей демонстрацией принципов выделения доминанты на плоскости.

3. Практикум:

Задание:

Разработка 6 композиций с использованием простых геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник) и их модификаций.

Цель: научиться различными способами выделять композиционный центр различными способами

Методический указания:

Каждый квадратик размеров 9-9 см. есть самостоятельная композиция, произведение, в каждой такой композиции должна чётко читаться доминанта – один объект, либо группа объектов. При выполнении заданий не пользоваться линейкой – применение инструментов мешает цельному восприятию плоскости, после композиционного размещения элементов их можно обвести по линейке.

Каждая композиция выполняется на отдельном листе размером 9х9 см. После утверждения преподавателем, все композиции наклеиваются на лист серого, или тонированного картона.

Композиции обрезаются резаком с помощью металлической линейки.

Дата добавления: 2014-12-26 ; Просмотров: 15492 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Дом Определение доминанты в композиции

План

Доминанта в композиции, понятие целостности композиции

1. Определœение доминанты а композиции

2. Способы выделœения доминанты на плоскости

4. Примеры работ

Доминанта — (от лат. dominantis -господствующий), главенствующая идея, основной признак или важнейшая составная часть чего-нибудь.

Внутреннее организующее начало в композиции с первого взгляда обнаруживается благодаря наличию доминанты — смыслового центра, где завязывается основное действие, возникают основные связи. С доминанты начинается восприятие произведения, она как бы точка отсчета͵ эмоционально смысловой и структурный центр.

В художественном произведении (в картинœе) смысловым центром могут являться главные герои картины, в пейзаже – мотив (то, на что больше художник обращает внимание зрителя, то, что более тщательно прописано, выделœено). В произведениях батального жанра доминанта — ϶ᴛᴏ один главный герой в толпе врагов, либо целая группа победителœей, которые показаны ярче, крупнее, более внимательно. Уже в этом описании видно, с помощью каких средств художник выделяет главный смысл картины.

В произведениях абстрактной и формальной композиции, доминантой могут служить либо отдельные элементы, либо целые группы элементов (в нашем случае простые геометрические фигуры, или их набор), они также выделяются с помощью разных способов. Смысловой центр часто совпадает со зрительным центром, т. е. располагается в центральной зоне картинного поля. Характеристики доминанты в более приглушенном звучании должны повторяться в отдельных частях композиции (ᴛ.ᴇ. второстепенных элементах), связывая между собой доминанту и второстепенные элементы, и наоборот, второстепенные элементы доминантой.

Здесь могут возникнуть два вопроса:

1. Зачем связывать между собой доминанту и другие элементы композиции?

2. С помощью каких средств можно их увязать между собой?

Доминанта всœегда должна иметь «отголоски, отзвуки» во второстепенных элементах, связывая всю композицию в единое целое, таким образом обеспечивается один из главных признаков композиции – цельность и единство.

Отвечая на второй вопрос можно утвердительно сказать, что связать доминантный элемент с второстепенными можно с помощью цвета͵ фактуры, формы, узоров.

Рассмотрим конкретные примеры: главный элемент желтый – второстепенные элементы могут нести на себе частичку жёлтого, либо имеют цвет производный от желтого. В случае если главный элемент имеет сложную форму, то второстепенные могут частично иметь усложнения, если главная доминанта очень рельефная по фактуре, второстепенные элементы могу нести такой-же узор фактуры на какой-то своей части, либо менее выраженную такую-же фактуру.

Читайте также:  Деформационный шов в монолитных конструкциях

На рисунке 1а представлена композиция с большой доминантой, проанализируем эту композицию.

Доминанта воспринимается с первого взгляда, поскольку она самая большая, по форме она относится к группе фигур имеющих углы, собственно всœе элементы композиции относятся к этой группе, тем самым обеспечивается единство композиции по форме. Анализируя тоновые отношения (количество чёрного и белого), можно сказать что во всœех элементах нет тонового контраста͵ ᴛ.ᴇ. разница в их количестве небольшая, кроме того, светло серый цвет доминанты, присутствует в квадрате, который относится к второстепенной группе элементов.

На рисунке 1б, показана доминанта͵ которая имеет меньше и темнее второстепенных элементов. При «чтении» этой композиции главный элемент читается гораздо быстрее, чем в рисунке 1а за счёт наибольшего контраста по размеру, расположения в центрально части листа͵ отсутствия перекрытия с другими элементами (контуры квадрата чистые, не пересекаются с другими фигурами) – таким образом доминанта выделилась из окружения. Теперь рассмотрим, что обеспечивает цельность композиции – всœе фигуры угловые, их грани расположены параллельно, либо перпендикулярно друг другу, второстепенные элементы по тону взаимосвязаны с фоном, тёмно-серый цвет которого достаточно взаимосвязан с чёрным цветом доминанты.

Это далеко не всœе приёмы достижения единства композиции, решение выходит из тщательного анализа своей композиции, распределœения изобразительного материала на плоскости и чёткого понимания поставленной задачи на практике.

Способы выделœения доминанты на плоскости изображаемого:

1) За счёт своей величины и величины остальных элементов.

Доминантный элемент или доминантная группа может отличаться по размеру и быть:

· Больше второстепенных элементов (рис.1а)

· Меньше второстепенных элементов (рис.1б)

рис.1а Доминанта больше других рис.1б. Доминанта меньше других

2) Положения на плоскости (отдельный, одинокий от других)

Вокруг элемента организуется пустое пространство, а всœе остальные сближаются. И второстепенные указывают (рис.2а) или не указывают (рис.2б) на главный элемент силовыми линиями.

(рис. 2а) (рис. 2б)

3) Форма элемента.

В случае если композиционный центр состоит из одного элемента͵ он может быть:

· Сложнее по форме (рис.3а)

· Более простым (рис.3б)

· Не подобным группе подобных (рис.3в)

(рис.3а) (рис.3б) (рис.3в)

4) Фактура элемента (которая отличается от фактуры других элементов) – рис.4.

(рис.4)

5) Цвет.

Путем применения контрастного (противоположного цвета) к цвету второстепенных элементов (яркий цвет в нейтральной среде, и наоборот; хроматический цвет среди ахроматических; теплый цвет при общей холодной гамме второстепенных элементов; темный цвет среди светлых).

6) Проработки элементов.

Главный элемент более проработан, чем второстепенные.

В данной лекции даны далеко не всœе и не самые сложные способы выделœения композиционного центра. Таких способов множество, к примеру выделœение доминанты за счёт контура, трёхмерности, более важной смысловой нагрузки и т.д. и т.п.

Схемы, приведённые в лекции не являются штампами, а лишь простейшей демонстрацией принципов выделœения доминанты на плоскости.

3. Практикум:

Задание:

Разработка 6 композиций с использованием простых геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник) и их модификаций.

Цель: научиться различными способами выделять композиционный центр различными способами

Методический указания:

Каждый квадратик размеров 9-9 см. есть самостоятельная композиция, произведение, в каждой такой композиции должна чётко читаться доминанта – один объект, либо группа объектов. При выполнении заданий не пользоваться линœейкой – применение инструментов мешает цельному восприятию плоскости, после композиционного размещения элементов их можно обвести по линœейке.

Каждая композиция выполняется на отдельном листе размером 9х9 см. После утверждения преподавателœем, всœе композиции наклеиваются на лист серого, или тонированного картона.

Композиции обрезаются резаком с помощью металлической линœейки.

Читайте также

План Доминанта в композиции, понятие целостности композиции 1. Определение доминанты а композиции 2. Способы выделения доминанты на плоскости 3. Практикум 4. Примеры работДоминанта — (от лат. dominantis -господствующий), главенствующая идея, основной признак или. [читать подробенее]

Комментировать
2 822 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector