No Image

Допустимое биение вала электродвигателя

СОДЕРЖАНИЕ
2 229 просмотров
12 декабря 2019

Подписка на рассылку

Появление вибраций при работе электродвигателя может быть вызвано целым рядом различных причин. Условно неисправности можно разделить на динамические и электромагнитные. При обнаружении вибраций следует немедленно принять меры по выявлению и устранению причин, снижающих надежность электродвигателя. На практике прежде всего желательно измерить величину вибраций специальным прибором виброметром или вибрографом. Работа электромотора вне допустимых пределов вибраций также приводит к быстрому выходу из строя подшипников. Данную операцию проделывают как на холостом ходу, так и при рабочих нагрузках. Выявление разницы вибраций поможет более точно определить причину неисправности и сократить время обслуживания двигателя.

Если при пуске вибрации не появляются, то причину, скорее всего, следует искать в неправильной центровке электродвигателя с механизмом. Если же вибрации присутствуют и на холостом ходу, тогда проблема заключается в неравномерных зазорах между ротором и статором или же в обрыве стрежня ротора (последняя неисправность лечится ремонтом обмотки).

Рисунок 1. Центровка валов При неудовлетворительном состоянии соединительной муфты требуется провести ремонт пальцев и мягких шайб, а также центровку полумуфт в соединительных отверстиях. Если пальцы имеют разницу в весе, то каждую пару со схожим весом устанавливают в противоположное отверстие полумуфт.

Дисбаланс ротора электродвигателя встречается довольно редко, но тоже является одной из причин возникновения вибраций в работе механизма. Устранить данную проблему можно с помощью специальных балансировочных станков. Величину дисбаланса и глубину сверления балансировочных отверстий показывает шкала прибора. Возникновение вибраций в электродвигателе только под нагрузкой может являться следствием дефекта подшипников приводимого механизма и их неравномерных зазоров. Устранить проблему довольно легко — достаточно просто заменить несправный подшипник или выполнить перезаливку. Дефектный подшипник нетрудно найти — под нагрузкой он сильно греется и шумит.

Изгиб или излом вала ротора может быть как причиной, так и следствием возникновения вибраций. В случае сильного перегрева механизма в работе детали подвергаются деформации, в том числе и вал. Перед устранением неисправности следует проверить систему охлаждения и теплоотвода. Вал ротора в данном случае подлежит замене или, если это возможно, ремонту. При ремонте наносится новый слой металла (наваркой или гальваническим процессом) и затем обтачивают до нужных размеров.

Читайте также:  Выкопать траншею вручную цена за метр

К вибрациям при работе могут приводить и износ креплений, ослабление соединений и слабое крепление отдельных деталей электродвигателя, подшипников, торцовых крышек. Исправить недостатки можно, заменив крепления и проверив момент затяжки болтов соединений. При деформации и невозможности закрепления деталей требуется их замена.

Если исправление всех вышеперечисленных возможных неисправностей не привели к исчезновению вибраций или же они уменьшились, но до конца устранить не удалось, следует обратить внимание на возможные дефекты фундамента и фундаментной рамы, где закреплен электродвигатель. Для этого при включенном двигателе на ощупь проверяют соединения двигателя с фундаментом, крепления лап, сравнивают вибрацию крепежных болтов. Если причина в недостаточной затяжке болта — при работе вибрирует только лапа двигателя. В противном случае, также на ощупь сравнивают вибрацию на стыках лапы и рамы, проверяют состояние бетона в месте крепления. Если бетон подвергся разрушению, его следует перезалить, на это время агрегат оставить в выключенном состоянии.

1 — тахогенератор, 2 — груз дисбаланса, 3 — маховик, 4 — электродвигатель, 5 — сиденье оператора, 6 — вибродатчик, 7 — рама, 8 — уступы, 9 — плита электродвигателя, 10 — прижимная гайка, 11 — резиновые виброизоляторы, 12 — пружинные виброизоляторы, 13 — уступы, 14 — прижимная гайка, 15 — плита сидения, 16 — тахометр, 17 — выключатель блока питания, 18 — блок питания, 19 — усилитель измерительный НВА-1, 20 — блок октавных фильтров НВА-1; 21 — усилитель предыдущий.

Электродвигатели. Асинхронные двигатели общего назначения.

Допускаемые отклонения номинальных размеров, допускаемые отклонения формы и расположения установочно-присоединительных поверхностей, а также методы контроля этих величин — по ГОСТ 8592-79 и ГОСТ 12081-72.

Допуски на установочные и присоедини­тельные размеры электрических машин групп IM1-IM6 по ГОСТ 2479 установлены ГОСТ 8592-79 для трех исполнений машин по точности: нормальной, повышенной и высокой.

Если в стандарте или технических услови­ях на конкретные виды машин не указано ис­полнение по точности, то машины изготовля­ют нормальной точности.

Предельные отклонения от номинального размера высоты вращения h и h’, а также до­пуск параллельности оси вращения вала отно­сительно опорной плоскости машины, имеющей выступающий конец вала, — по ГОСТ 13267 (см. выше).

Читайте также:  Видеонаблюдение с телефона на компьютер

Допуск плоскостности опорной поверхно­сти машин (рис. 12) должен соответствовать указанному в табл. 13.

Для машин с наибольшим размером bu , lu более 1000мм рекомендуется устанавливать допуски для исполнения: нормальной точности — 0,03/100, повышенной точности — 0,02/100мм/мм.

Допуски на отверстия и их расположе­ние в лапах. Предельные отклонения отвер­стий d10 (рис. 12) по Н14 (для 3-го ряда отвер­стий по ГОСТ 11284-75).

Смещения осей отверстий d10 от номиналь­ного расположения, определяемого размерами b10/2 и l10, не должны превышать 0,3z (допуск зависимый), где z — диаметральный зазор, оп­ределяемый как разность между номинальным диаметром отверстия d10 и крепежной детали. База — ось выступающего конца вала.

13. Допуски плоскостности, мм

Наибольший размер опорной поверхности b11,l11

Допуски для исполнения машин по точности

Содержание материала

В. ИЗМЕРЕНИЕ БИЕНИЙ
Биение вращающихся частей определяют индикатором часового типа.
Для измерения радиального биения вала индикатор устанавливают на плоскость разъема подшипникового стояка либо на другое жесткое основание (рис. 7). Проверяемую окружность делят на восемь равных частей, измерительный стержень индикатора устанавливают в верхней части проверяемой поверхности, предварительно стрелку его устанавливают на нуль. Поворачивая ротор (вручную или краном), производят запись показаний индикатора при каждом из восьми положений вала. Для более легкого поворачивания ротора шейку вала смазывают маслом. Запись показаний индикатора ведут со знаком « + » или « —» в зависимости от направления отклонения его стрелки. Разница в показаниях индикатора свидетельствует об эксцентричности проверяемой поверхности или искривлении вала.


Рис. 7. Проверка радиального биения

Величина искривления вала по отношению к его оси равна половике биения. Для получения правильных измерений необходимо перед отсчетом величины биения убедиться в правильной установке индикатора и надежности его закрепления. Для этого перед отсчетом слегка постукивают рукой по индикатору; если после постукивания стрелка индикатора установится в прежнее положение, то это укажет на правильную установку индикатора. Доказательством того, что индикатор не был смещен при измерениях, служит совпадение его показаний при вторичном измерении биения в точке / с показаниями при первом измерении в той же точке. Чтобы избежать искажения показаний, надо при каждом измерении ослаблять трос, которым поворачивают ротор; необходимо также проверить плотность установки вкладышей в расточке стояка и убедиться в отсутствии задевания ротора за какие-либо части. Чтобы исключить случайные ошибки, измерения повторяют два-три раза, несколько сдвигая каждый раз индикатор вдоль оси.
Допустимое биение шеек валов составляет 0,02 мм для диаметров 100—200 мм и 0,03 мм для диаметров более 200 м. В местах установки уплотнений биение не должно превышать 0,05—0,06 мм. Допустимое биение вала ротора в других местах составляет 0,06—0,08 мм для быстроходных машин (3000 об/мин) и 0,10—0,12 мм — для тихоходных.

Читайте также:  Двигатель постоянного тока смешанного возбуждения схема


Рис. 8. Проверка осевого биения полумуфты

Осевое биение торца полумуфты проверяют двумя индикаторами, установленными в диаметрально противоположных точках торца полумуфты (рис. 8) на одинаковом расстоянии от оси вращения. Применение двух индикаторов исключает ошибки, связанные с возможными осевыми сдвигами ротора в процессе измерений.
Здесь также окружность полумуфты разделяют на четное число равных частей, например на восемь. Измерительные стержни индикатора упирают в торец полумуфты на расстоянии 10—15 мм от края. Биение торца полу муфты определяют на основании восьми пар показаний индикаторов соответственно восьми различным положениям ротора. Для нахождения величины биения торца полумуфты на каком-либо диаметре определяют сумму показаний обоих индикаторов для одной и той же точки торца муфты при двух положениях вала — до и после поворота его на 180°.
Если при первоначальном положении ротора показание индикатора / в точке / будет 7|, показание индикатора // в точке 5 составит //5, а при повороте ротора на 180° (см. штриховую линию на рис. 8, б) показания индикаторов будут соответственно равны /5 и /Л, то биение As торца полумуфты на диаметре 1—5 определится по формуле
Значения Л, /Л, /5 и //5 в формуле имеют знак « + » при отклонении стержня индикатора в сторону индикатора и знак « — » при отклонении стержня в сторону муфты.

Комментировать
2 229 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector