Олимпиадные задания по биологии.
Часть I . Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 60 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
В благоприятных условиях спора бактерии:
а) делится, образуя 3 – 6 новых спор;
б) сливается с другой спорой с последующим делением;
в) погибает;
г) прорастает в новую бактериальную клетку. +
Оформленных оболочкой ядер нет в клетках водорослей:
а) зеленых;
б) красных;
в) бурых;
г) сине-зеленых. +
В клетках грибов нельзя обнаружить:
а) вакуоли;
б) митохондрии;
в) пластиды; +
г) рибосомы.
Сфагнум размножается:
а) семенами;
б) пыльцой;
в) спорами; +
г) зооспорами.
Большинство клеток зародышевого мешка цветковых растений имеет:
а) гаплоидный набор хромосом ; +
б) диплоидный набор хромосом;
в) триплоидный набор хромосом;
г) тетраплоидный набор хромосом.
Человек употребляет в пишу орган(-ы) цветной капусты:
а) видоизмененную верхушечную почку;
б) утолщенный реповидный стебель;
в) видоизмененное соцветие; +
г) боковые видоизмененные почки.
Соцветие колос характерно для:
а) ландыша;
б) сирени;
в) ржи;
г) подорожника. +
Семена без эндосперма у:
а) клещевины;
б) липы;
в) томата;
г) частухи подорожниковой. +
Корневые шишки – это сильно утолщенные:
а) придаточные корни; +
б) корневые волоски;
в) главные корни;
г) воздушные клубни.
Соплодие характерно для:
а) груши;
б) ананаса; +
в) банана;
г) айвы.
К корнеотпрысковым растениям относят:
а) облепиху крушиновидную;
б) осот полевой;
в) осину дрожащую;
г) все перечисленные растения. +
Ваниль душистая – многолетняя цепляющаяся лиана сем. Орхидные. В кондитерском производстве используют ее:
а) стебли;
б) стебли и листья;
в) соцветия;
г) плоды. +
Манную крупу изготовляют из:
а) пшеницы; +
б) проса;
в) овса;
г) ячменя.
Общим признаком голосеменных и покрытосеменных растений является:
а) развитие из спор;
б) наличие цветка;
в) развитие из семени; +
г) редукция спорофита.
Простейшие, ведущие исключительно паразитический образ жизни:
а) корненожки;
б) жгутиконосцы;
в) солнечники;
г) споровики. +
Муха цеце является переносчиком трипанозом, вызывающих у человека:
а) сонную болезнь; +
б) восточную язву;
в) малярию;
г) кокцидиоз.
Изучение добытого экземпляра губки выявило наличие у нее прочного, но хрупкого кремниевого скелета. Наиболее вероятно, что данная губка является:
а) мелководным обитателем;
б) глубоководным обитателем; +
в) наземным обитателем;
г) обитателем приливно-отливной зоны.
Спектр цветового зрения у медоносной пчелы:
а) такой же, как у человека;
б) сдвинут в инфракрасную часть спектра;
в) сдвинут в ультрафиолетовую часть спектра; +
г) значительно шире, чем у человека, в обе стороны спектра.
Развитие личинок из яиц, отложенных аскаридами происходит:
а) при температуре 37 о С, высокой концентрации СО 2 , в течение двух недель;
б) при температуре 20-30 о С, высокой концентрации СО 2 , в течение двух недель;
в) при температуре 37 о С, высокой концентрации О 2 , в течение недели;
г) при температуре 20-30 о С, высокой концентрации О 2 , в течение двух недель. +
В отличие от круглых червей, у кольчатых червей появилась:
а) пищеварительная система;
б) выделительная система;
в) кровеносная система; +
г) нервная система.
Крылья у насекомых находятся на спинной стороне:
а) груди и брюшка;
б) груди; +
в) головогруди и брюшка;
г) головогруди.
Рабочие пчелы являются:
а) самками, отложившими яйца и приступившими к уходу за потомством;
б) самками, у которых на развиты половые железы; +
в) молодыми самками, способными через год отложить яйца;
г) самцами, развившимися из неоплодотворенных яиц.
Морские игуаны, живущие на Галапагосских островах, выводят избыток соли из организма:
а) с мочой;
б) через солевые железы; +
в) через поры в коже;
г) с экскрементами.
У страуса нанду насиживает яйца и опекает птенцов:
а) только самка;
б) только самец; +
в) по очереди оба родителя;
г) приемные родители, в гнездо которых подброшены яйца.
Самые большие гнезда среди птиц строят:
а) орлы;
б) пеликаны;
в) страусы;
г) африканские ткачики. +
Из перечисленных организмов наиболее прогрессивными чертами строения обладают:
а) амеба;
б) дождевой червь; +
в) гидра;
г) вольвокс.
Усложнение кровеносной системы соответствует эволюции хордовых в ряду следующих животных:
а) жаба – кролик – крокодил – акула;
б) акула – лягушка – крокодил – кролик; +
в) акула – крокодил – лягушка – кролик;
г) крокодил – акула – жаба – собака.
Наибольшее видовое многообразие обитателей Мирового океана наблюдается:
а) на коралловых рифах; +
б) в открытом океане в тропиках;
в) в приполярных областях;
г) в глубоководных впадинах.
Считается, что при переносе информации из кратковременной памяти в долговременную теряется информации:
а) 5%;
б) 10%;
в) 50%;
г) более 90%. +
Целлюлоза, попавшая в желудочно-кишечный тракт человека:
а) не расщепляется из-за отсутствия специфического фермента;
б) частично расщепляется бактериями в толстом кишечнике; +
в) расщепляется α-амилазой слюны;
г) расщепляется панкреатической α-амилазой.
Какова реакция среды в двенадцатиперстной кишке:
а) слабокислая;
б) нейтральная;
в) слабощелочная; +
г) щелочная.
Не известны гормоны, которые являются производными:
а) белков;
б) аминокислот;
в) липидов;
г) углеводов. +
В процессе пищеварения переваривании белки расщепляются до:
а) глицерола;
б) жирных кислот;
в) моносахаридов;
г) аминокислот. +
Такие симптомы как поражение слизистой оболочки рта, шелушение кожи, трещины губ, слезоточивость, светобоязнь, указывают на недостаток:
а) токоферола;
б) пиридоксина;
в) рибофлавина; +
г) фолиевой кислоты.
Рецептор кожи, реагирующий на холод:
а) тельце Пчини;
б) тельце Мейснера;
в) нервное сплетение вокруг волосяной луковицы;
г) колба Краузе. +
К вирусным заболеваниям не относится:
а) корь;
б) клещевой энцефалит;
в) краснуха;
г) дифтерия. +
Пищевая цепь – это:
а) последовательность организмов в природном сообществе, каждый элемент которой является пищей для следующего; +
б) последовательное прохождение пищи по различным разделам пищеварительного тракта;
в) зависимость растений от травоядных животных, их, в свою очередь, от хищников;
г) совокупность всех пищевых связей в экосистеме.
Постоянное вмешательство со стороны человека требуется для существования:
а) экосистем пресных вод;
б) природных экосистем суши;
в) экосистемы Мирового океана;
г) агроценозов. +
В природных условиях естественными носителями возбудителя чумы являются:
а) птицы;
б) грызуны; +
в) копытные;
г) человек.
В обширных лесных массивах Севера часто проводятся так называемые концентрированные рубки с использованием тяжелой техники, которые приводят:
а) к смене лесных экосистем болотными; +
б) к опустыниванию или полному разрушению экосистем;
в) к увеличению доли более ценных с точки зрения хозяйства пород деревьев;
г) к процессу превращения в почве органических остатков в гумус.
Листья суккулентов – растений засушливых местообитаний – характеризуются:
а) редуцированными устьицами; недифференцированным мезофиллом; отсутствием кутикулы; развитой аэренхимой;
б) частым рассечением, отсутствием механической ткани;
в) толстой кутикулой; мощным восковым налётом; клетками с крупными вакуолями; погружёнными устьицами; +
г) хорошо развитой склеренхимой; преобладанием связанной воды.
Из названных организмов к надцарству прокариот относится:
а) эвглена зеленая;
б) инфузория-туфелька;
в) амеба;
г) стафилококк. +
Две породы собак, например, болонка и немецкая овчарка, это животные:
а) одного вида, но с разными внешними признаками; +
б) двух видов, одного рода и одного семейства;
в) двух видов, двух родов, но одного семейства;
г) одного вида, но обитающие в разных условиях окружающей среды.
Наука, изучающая развитие живой природы по отпечаткам и окаменелостям, которые находят в земной коре:
а) систематика;
б) история;
в) палеонтология; +
г) эволюция.
Первые наземные позвоночные произошли от рыб:
а) лучеперых;
б) кистеперых; +
в) цельноголовых;
г) двоякодышащих.
Контуры тела летяги, сумчатой летяги, шерстокрыла очень сходны. Это является следствием:
а) дивергенции;
б) конвергенции; +
в) параллелизма;
г) случайного совпадения.
Число хромосом при половом размножении в каждом поколении возрастало бы вдвое, если бы в ходе эволюции не сформировался процесс:
а) митоза;
б) мейоза; +
в) оплодотворения;
г) опыления.
Одно из положений клеточной теории гласит:
а) при делении клетки хромосомы способны к самоудвоению;
б) новые клетки образуются при делении исходных клеток; +
в) в цитоплазме клеток содержатся различные органоиды;
г) клетки способны к росту и обмену веществ.
При партеногенезе организм развивается из:
а) зиготы;
б) вегетативной клетки;
в) соматической клетки;
г) неоплодотворенной яйцеклетки. +
Матрицей для трансляции служит молекула:
а) тРНК;
б) ДНК;
в) рРНК;
г) иРНК. +
Кольцевая ДНК характерна для:
а) ядер грибов;
б) клеток бактерий; +
в) ядер животных;
г) ядер растений.
Разделить клетки, органоиды или органические макромолекулы по их плотности можно с помощью метода:
а) хроматография;
б) центрифугирование; +
в) электрофорез;
г) авторадиография.
Мономерами нуклеиновых кислот являются:
а) азотистые основания;
б) нуклеозиды;
в) нуклеотиды; +
г) динуклеотиды.
Ионы магния входят в состав:
а) вакуоли;
б) аминокислот;
в) хлорофилла; +
г) цитоплазмы.
В процессе фотосинтеза источником кислорода (побочного продукта) является:
а) АТФ
б) глюкоза;
в) вода; +
г) углекислый газ.
Из компонентов растительной клетки вирус табачной мозаики поражает:
а) митохондрии;
б) хлоропласты; +
в) ядро;
г) вакуоли.
Из названных белков ферментом является:
а) инсулин;
б) кератин;
в) тромбин; +
г) миоглобин.
В хлоропластах растительных клеток светособирающие комплексы расположены
а) на наружной мембране;
б) на внутренней мембране;
в) на мембране тилакоидов; +
г) в строме.
Неаллельное взаимодействие генов при дигибридном скрещивании может дать во втором поколении расщепление:
а) 1:1;
б) 3:1;
в) 5:1;
г) 9:7. +
При браках между людьми европеоидной и негроидной расы во втором поколении обычно не бывает людей с белым цветом кожи. Это связано с:
а) неполным доминированием гена пигментации кожи;
б) полимерностью генов пигментации кожи; +
в) эпигеномной наследственностью;
г) нехромосомной наследственностью.
Часть II . Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
Бактерии вызывают заболевания :
I . возвратный тиф. +
II . сыпной тиф. +
III . малярия.
IV . туляремия. +
V . гепатит.
а) II , IV ;
б) I , IV , V ;
в) I , II , IV ; +
г) II , III , IV , V .
Корни могут выполнять функции:
I . образования почек. +
II . образования листьев.
III . вегетативного размножения. +
IV . поглощения воды и минеральных веществ. +
V . синтеза гормонов, аминокислот и алкалоидов. +
а) II , III , IV ;
б) I , II , IV , V ;
в) I , III , IV , V ; +
г) I , II , III , IV .
Если оборвать (обрезать) кончик главного корня:
I . корень погибнет.
II . все растение погибнет.
III . рост корня в длину прекратится. +
IV . растение выживет, но будет слабым.
V . начнут расти боковые и придаточные корни. +
а) III , IV , V ;
б) III , V ; +
в) I , IV , V ;
г) II , IV , V .
Среди паукообразных развитие с метаморфозом характерно для :
I . пауков.
II . клещей. +
III . сольпуг.
IV . сенокосцев.
V . скорпионов.
а) II ; +
б) II , III ;
в) I , IV ;
г) I , II , III , V .
Животными, ведущими прикрепленный (сидячий) образ жизни, но имеющими свободноплавающих личинок, являются:
I . кораллы . +
II . губки . +
III . асцидии . +
IV . коловратки .
V . усоногие раки . +
а) I , II , III , IV ;
б) I , II , III , V ; +
в) I , III , IV ;
г) I , II , III , IV , V .
Хорда сохраняется в течение всей жизни у :
I . окуня.
II . осетра. +
III . акулы.
IV . миноги. +
V . ланцетника. +
а) I , II , III , IV ;
б) III , IV , V ;
в) II , III , V ;
г) II , IV , V . +
Нерестится только один раз в жизни :
I . севрюга.
II . сардина.
III . горбуша. +
IV . красноперка.
V . речной угорь. +
а) II , III , V ;
б) III , V ; +
в) I , III , V ;
г) I , II , III , V .
Аллантоис выполняет у амниот функцию :
I . газообмена. +
II . терморегуляции.
III . запасания воды.
IV . накопления мочи. +
V . пищеварения.
а) I , III , IV ;
б) I , IV ; +
в) I , II , IV , V ;
г) I , II , III , IV .
В почечном клубочке в норме практически не фильтруются:
I . вода.
II . глюкоза.
III . мочевина.
IV . гемоглобин. +
V . альбумин плазмы. +
а) I , II , III ;
б) I , III , IV , V ;
в) II , IV , V ;
г) IV , V . +
Каждая популяция характеризуется :
I . плотностью. +
II . численностью. +
III . степенью изоляции.
IV . независимой эволюционной судьбой.
V . характером пространственного распределения. +
а) I , II , V ; +
б) I , IV , V ;
в) II , V ;
г) II , III , IV .
К хищникам, как правило охотящимся из засады, относятся :
I . волк.
II . рысь. +
III . ягуар. +
IV . гепард.
V . медведь. +
а) II , III , IV , V ;
б) I , IV ;
в) I , II , III , V ;
г) II , III , V . +
Из перечисленных животных в состав тундрового биоценоза входят :
I . белка.
II . хорек.
III . песец. +
IV . лемминг. +
V . зеленая жаба.
а) I , II , III , IV ;
б) II , III , IV , V ;
в) III , IV ; +
г) III , IV , V .
Аналогичные органы, развившиеся в ходе эволюции:
I . жабры рыбы и жабры рака. +
II . крылья бабочки и крылья птицы. +
III . усики гороха и усики винограда. +
IV . волосы млекопитающих и перья птицы.
V . колючки кактуса и колючки боярышника. +
а ) I, III, IV, V;
б ) I, II, IV, V;
в ) I, II, III, V; +
г ) I, II, III, IV.
Из названных полимеров к неразветвленным относятся :
I . хитин . +
II . амилоза . +
III . гликоген.
IV . целлюлоза . +
V . амилопектин.
а) I , II , IV ; +
б) I , II , III , IV ;
в) II , IV , V ;
г) III , IV , V .
В организме человека гормональные функции выполняют соединения :
I . белки и пептиды . +
II . производные нуклеотидов.
III . производные холестерина . +
IV . производные аминокислот . +
V . производные жирных кисл от. +
а) III , IV , V ;
б) I , III , IV , V ; +
в) III , V ;
г) II .
Задания представлены для школьного тура по биологии за курс 6 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya_shkolnogo_tura_biologicheskoy_olimpiady_6_kl.docx | 25.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Задания школьного тура биологической олимпиады
по биологии в 6 классе
Задания части 1. Участникам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать определяется из расчета: 1 балл за каждое тестовое задание.
Индексы правильных ответов внесите в матрицу.
- Развитие жизни на Земле началось
- 3,5 миллиарда лет назад
- 2 миллиарда лет назад
- 1,5 миллиарда лет назад
- 2.5 миллиарда лет назад
- Простейшие – это
- одноклеточные организмы, не имеющие ядра
- многоклеточные организмы
- одноклеточные организмы, имеющие ядро
- бактерии
- Кедр, кедровка, глухарь, соболь, летяга характерны для
- широколиственного леса
- тайги
- тундры
- лесотундры
- Планктон входит в
- сообщество толщи воды
- сообщество кораллового рифа
- донное сообщество
- сообщество береговой отмели
- Наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой
- экология
- физическая география
- биология
- геология
- В животной клетке отсутствуют
- митохондрии
- вакуоли
- лизосомы
- рибосомы
- Камбий ствола дерева относится к
- защитной ткани
- образовательной ткани
- механической ткани
- основной ткани
- Фотосинтез необходим растениям для
- питания
- дыхания
- выделения
- обмена веществ
- Для митоза характерны
- 4 стадии деления
- 2 стадии деления
- образование 4 дочерних клеток
- образование половых клеток
- Аппарат Гольджи выполняет функцию:
- образование белков
- деление клетки
- связь органоидов
- накопление питательных веществ.
Задания части 2 .
Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание).
Индексы правильных ответов внесите в матрицу.
- Если оборвать (обрезать) кончик главного корня :
- Корень погибнет;
- Все растение погибнет;
- Рост корня в длину прекратиться;
- Растение выживет, но будет слабым;
- Начнут расти боковые и придаточные корни.
- Листопад — это:
- Приспособление растений к недостатку влаги,
- Удаление вредных веществ;
- Осеннее явление в жизни растений;
- Процесс питания.
- Жизнь на Земле невозможна без растений, так как они:
- Живые организмы;
- Дышат, питаются, растут, размножаются;
- Выделяют кислород;
- Образуют на свету органические вещества.
- Выращивая капусту, следует помнить, в каких условиях произрастали её дикие предки:
- Влажная, богатая питательными веществами почва;
- Тепло;
- Низкие температуры;
- Недостаток влаги;
5. Из семян подсолнечника получают:
I. Растительное масло ;
IV. Сливочное масло;
ЗАДАНИЕ 3. [макс. 5 баллов] Выберите номера правильных суждений.
Прочитайте утверждения и решите, какие их них верны. В матрице ответов напротив номера правильного на ваш взгляд суждения поставьте « х ».
1.Многоклеточные организмы отличаются от одноклеточных тем, что у них есть органы.
2. Система увеличительных стекол микроскопа в верхнем конце тубуса называется объектив.
3. Все живые клетки растений содержат пластиды.
4. Оболочка клеток большинства грибов содержит целлюлозу.
5. Клетки некоторых частей растений могут делиться. В результате деления и роста клеток растения растут.
ЗАДАНИЕ 4. Вам предлага е тся тестов ое задани е , требующ е е установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 4. Заполните матриц у ответов в соответствии с требованиями задани я .
Осматривая растения на приусадебном участке, ученый определил, что у некоторых из них (1–4) наблюдаются признаки голодания по ряду элементов питания (А–Г):
1) Бледно-желтая окраска ткани между жилками у молодых листьев. Старые листья поражаются позже сходным образом. Малая мощность растений.
2) Отмирание верхушечных почек, закрученные деформированные листья. Черная гниль у корнеплодов свеклы и моркови.
3) Задержка цветения у декоративных растений, отсутствие роста. Фиолетовая окраска листьев и стеблей. Тенденция к скручиванию и перевертыванию листьев.
4) Слабый рост, карликовость, склероморфизм. Отношение побеги/корни сдвинуто в пользу корней. Преждевременное пожелтение старых листьев.
Соотнесите указанные симптомы с причинами их появления.
Элементы питания : А – фосфор; Б – азот, В – железо; Г – бор.
«>