No Image

Графический рисунок фрагмента украшения деревянного дома

СОДЕРЖАНИЕ
372 просмотров
12 декабря 2019

Конспект урока 5 класс по программе Б.М. Неменского

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka.docx 17.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Убранство русской избы»

Тип урока: урок изучения нового материала

  • Научиться понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.
  • формирование общекультурной, учебно-познавательной, информационной компетенций учащихся;
  • научиться раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы;
  • познакомиться со структурой и декором крестьянского жилища;
  • научиться определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности..
  1. Слайды с элементами русской избы
  2. Мультимедийная презентация
  3. Учебник Н.А. Горяева, О.В. Островская «Изобразительное искусство 5 класс. ДПИ в жизни человека», М.: «Просвещение, 2013

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Убранство русской избы»;

Словарь : Клеть – крытый прямоугольный деревянный сруб с окнами, дверью, полом.

I. Организация урока. (3 мин)

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Введение в тему. (6 мин.)

Ребята! Семьи на Руси были большие, под одной крышей собирались и отцы, и деды, и внуки. Вместе легче дом держать, в поле работать, на промысел ходить.

Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома, ведь человек при этом уподобляется богам, создавшим Вечную Вселенную. Человек же строил свой мир, создавая что-то новое, чего не было в природе и что должно служить и оберегать весь род.

Изба это русский деревянный срубный дом (преимущественно сельский, но до XVII-XVIII вв. и городской).

Какие же виды домов существовали?

  1. Дом «брус» — дом, покрытый двускатной симметричной крышей,
  2. Дом «кошель» — изба и двор стоят рядом, покрытые общей двускатной крышей.
  3. Дом «глаголь» — дом, в котором хозяйственная часть располагается сбоку и сзади сеней. В плане напоминает букву «Г».

А теперь давайте подумаем, как в народных представлениях делился дом?

Как вы думаете, с чем в народных представлениях связывалась крыша? (с небом)

А клеть? (с землей).

Подклет (подполье)? (с подземным миром).

Крестьянский дом становился словно маленькой Вселенной, символизирующей связь человека с космосом.

А сейчас мы познакомимся с декоративным убранством избы.

III. Изучение нового материала. ( 8 мин.)

Тема урока «Убранство русской избы»

Начнем с крыши. Её венчает конь-охлупень – олицетворение силы, добра и красоты, символизировал солнце, движущееся по небу.

Доска-полотенце – украшает спереди верхнюю часть избы; доски-причелины – спускаются по краю крыши. На них изображались символы солнца (круглые розетки), символы земли (круг с ромбом внутри, ромбы, прямоугольники).

Солнечные знаки на полотенце символизируют полуденное солнце, на конце причелины с левой стороны – утреннее восходящее, а с правой вечернее заходящее солнце.

На страницах 24-26 посмотрите иллюстрации. Так украшались избы Поволжья. Обратите внимание, какие нарядные фронтон и наличники окон. Здесь мы видим и растительные орнаменты и изображения фантастических существ: полулюди-полурыбы, волшебные птицы, добродушные львы.

IV. Подведение итогов. (2 мин.)

Сегодня мы познакомились с вами с русским народным деревянным зодчеством на примере крестьянской избы.

И давайте повторим, какие символические образы можно увидеть в узорном убранстве изб? (символические образы солнца, земли, птиц, растений, животных, фантастических существ)

V Задание (19 мин)

Выполните графический рисунок фрагмента украшения деревянного дома.

VI Проверка задания (2 мин)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОО "Технология" для учащихся 5 класса раздел "Русский быт" (на данном занятии учащиеся знакомятся с историей русской избы, ее убранством; понятиями — интерьер, д.

Данный музейный урок разработан согласно плану в рамках недели «Музей и дети» проходившей в МБОУ "СОШ №40". Музейный урок «Убранство русской избы» предлагает учащимся школы интересное мероприятие, про.

Презентация содержит краткие теоретические понятия, красочные иллюстрации декора русской избы, схематическое изображение древнерусских символов.

Методическая разработка для урока изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского "Убранство русской избы" 6-7 урок.

В помощь учителям изобразительного искусства, работающим в 5 классе по программе под редакцией Б.М. Неменского.

Устройство и описание декоративных элиментов убранства русской избы.

Материал содержит информацию и иллюстративный материал о строительстве, особенностях, украшении традиционного русского деревянного дома.

1. Самоопределение к деятельности.
Орг. мом. (1-2 мин) Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям:
-правильность выбора учебных принадлежностей,
-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,
-самостоятельность подготовки,
-настрой на урок. Коммуникативные: аргументировать свою позицию.
Регулятивные: уметь организовать место занятий.
Личностные: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.

Читайте также:  Вирпул холодильник производитель страна

2. Актуализация знаний. (5 мин) Беседа о древних корнях народного искусства.
-«О чем мы говорили на прошлом уроке?»
-«Где также использовал народ данные символы?»
-«Как называл свой дом русский народ?»
Беседа о традициях русского зодчества, понятии «традиционная изба». -«О древних символах народного искусства»
-«На предметах ан одежде, в украшении дома»

Объясняют смысл понятия «Изба».
Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.
Личностные: уважительно относиться к культуре народного искусства; понимать роли культуры и искусства в жизни человека;
Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учениками, высказывать свои мысли, аргументировать, вступать в беседу, слушать и понимать других, участвовать в диалоге.

3. Постановка проблемы и учебной задачи.
(5 мин) —Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока?

— Какого знания нам не хватает для изображения русской избы? -«Убранство русской избы»-
Проговаривают тему, отделяя знание от незнания.
-«Познакомиться с традиционным жилищем русской избы, его деталями»
Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия. Регулятивные: совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии, учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

4. Открытие нового знания.
(7-8 мин.) Знакомство с основными элементами русского жилища, их символическим значением. (Презентация. «Убранство русской избы».) Рассказ о традиционной избе.
Воспринимают презентацию. Анализируют новые сведения об элементах русского жилища. Рассуждают о значении жилища крестьянина.
Регулятивные: уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: развитие ценностных ориентиров к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества (построение речевых высказываний: умение слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы, умение принять другого, выслушать, управлять своим поведением.

5. Первичное закрепление
(4 мин) Работа с учебником стр.29.
-«Зачем люди украшали и продолжают украшать свои жилища?»
-«О чем может поведать трёхчастная структура северной крестьянской избы, её декор?
Физминутка
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали. Участвуют в диалоге.
-«Это делалось, чтобы привлечь к дому силы света, добра, а от злых сил уберечься».
-«Крыша и верхняя часть дома связывалась в народных представлениях с небом, клеть – с землёй, а подклет – с подземным миром». Познавательные: находить информацию в учебнике; анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами.
Регулятивные: управлять своей деятельностью
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
(15 мин)
-«При помощи акварели или, гуаши изобразите фрагмент украшения деревянного дома — наличник. Сделайте украшения наличника затейливыми, нарядными, вплетая в узор знакомые вам образы. Постарайтесь сохранять симметрию». Рисование наличника. Применение живописных и графических материалов, выразительных средств орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.
Регулятивные: уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность.
Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при творческой работе.
Личностные: уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм.
7. Включение в систему знаний и повторение.
(7 мин) -«Оцените результаты своей работы, способы их достижения» (с комментированием).
-«Что нового вы узнали на уроке?»
— «Какова была тема урока?»
— «Какова была цель вашей деятельности?»
— «Вы достигли поставленной цели?»
— «С каким новым понятием вы познакомились на уроке?» Выставка рисунков.
Просмотр и обсуждение выполненных работ.
Ответы учащихся Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий одноклассников, умение аргументировать свою точку зрения.
Личностные: уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Познавательные: овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.
8. Рефлексия учебной деятельности.
(2 мин) Для оценивания своих достижений за урок задаются следующие вопросы:
Сегодня на уроке я …
Мне удалось…
Я могу похвалить…
Я недостаточно…
Я старался…
-«Проанализируйте каждый свою деятельность на уроке».
(карточки-смайлики) Ответы учащихся Регулятивные: учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.
Познавательные: стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Личностные: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.
9. Домашнее задание. Подобрать иллюстрации к сказкам с изображением внутреннего убранства избы. Запись д/з в дневник. Личностные: ценностно-смысловые ориентиры.

Читайте также:  Гелевый освежитель воздуха glade инструкция по применению

Раздаточный материал.

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Изобразительное искусство класс 5

Урок № 3 дата 21.09.

Тема: Древние корни народного искусства.

Убранство крестьянской избы

Цели обучающие: знакомить со структурой, декором крестьянского жилища, отдельными его деталями, символическим значением, содержательным смыслом знаков-образов; учить применять знания в своей конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.

Развивающие: развивать ассоциативное мышление, фантазию, художественный кругозор, способности воспринимать особенности декоративно-прикладного искусства, приобретать опыт работы в различных видах художественно — творческой деятельности, с разными художественными материалами.

Воспитательные: обогащать нравственный опыт, воспитывать эстетические чувства, интерес к декоративному искусству, уважение к наследию своего народа, своей семьи и к её жилищу.

Оборудование: компьютер, видеоматериал «Устройство древнерусской избы», презентация «Убранство крестьянской избы»;

Учебник Н.А. Горяева, О.В. Островская «Изобразительное искусство 5 класс. ДПИ в жизни человека», М.: «Просвещение, 2015, с.20-29

Материалы : тетради, альбомы, цветные карандаши, акварель, гуашь, кисти, палитры, баночки для воды, тряпочки, уголь, сангина, клеёнки;

Методы: беседа, наглядно-визуальный, наглядно-слуховой, практическая работа

І. Организация класса.

Учитель приветствует детей, проверяет подготовку к уроку, отмечает отсутствующих.

П. Актуализация чувственного опыта опорных знаний.

Что значили символы для наших предков.

Назовите символы, которые использовали для украшения предметов древние мастера.

Какой смысл был вложен в эти изображения.

II. Новый материал

Среди полей, в окружении лесов, на холмистых берегах рек – древнейших водных дорог стоят потемневшие от времени величавые избы. Мир вам, села, просыпающиеся на рассвете…

Глаголем, кошелем и брусом

Дом строили с резным крыльцом,

С обдуманным мужицким вкусом

И каждый со своим лицом. В Федотов

Северные избы смотрятся величавыми хоромами. Совсем другое дело – избы средней полосы России. В сравнении с северными они выглядят более приземистыми, низкорослыми, однако в них есть своя особенная красота и стать.

Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома, ведь человек при этом уподобляется богам, создавшим Вечную Вселенную. Человек же строил свой мир, создавая что-то новое, чего не было в природе и что должно служить и оберегать весь род. Крестьянский дом называли родным, родимым, как называют дорогого человека. Дом – кров по своей значимости находился в одном ряду понятий, как жизнь, добро, родная земля.

Что значило построить дом? Возводя его, человек как бы отгораживался от большого пространства стенами, крышей, присваивал себе малую его часть. В строение своего жилища человек стремился привнести порядок, образно осмыслить его, что значило отобразить, наполнить образами, это делалось, чтобы привлечь к дому силы света, добра, а от злых сил уберечься. А семьи на Руси были большие, под одной крышей собирались и отцы, и деды, и внуки. Вместе легче дом держать, в поле работать, на промысел ходить.

Изба это русский деревянный срубный дом (преимущественно сельский, но до XVII — XVIII вв. и городской). Свои наблюдения за движение солнца по небосводу наши предки сумели запечатлеть в образном строе передней верхней части избы, которая называлась фронто’н.

Какие же виды домов существовали?

Дом «брус» — дом, покрытый двускатной симметричной крышей,

Дом «кошель» — изба и двор стоят рядом, покрытые общей двускатной крышей.

Дом «глаголь» — дом, в котором хозяйственная часть располагается сбоку и сзади сеней. В плане напоминает букву «Г».

Очень интересен строй крестьянской избы, в котором сокрыта тайна целых поколений.

Крыша – верхняя часть дома связывались в народных представлениях с небом , клеть (крытый прямоугольный деревянный сруб с окнами, дверью и полом) – с землей , а подкле’т (подполье) – с подземным миром . Крестьянский дом становился словно маленькой Вселенной, символизируя связь человека с космосом.

Первым свет встречает деревянный конек на крышей конь – ‘охлупень . Он напряг свои мускулы и, окунувшись в голубеющий простор, стремится вперед. Давний обычай украшать верха изб резными коньками полон символического смысла. Жилье, над которым возвышается конь, превращается в колесницу, мчащуюся навстречу дневному светилу. Конь — охлупень – олицетворение силы, добра и красоты, символизировал солнце, движущееся по небу. Конь с широким размахом крыльев — крыши словно парит над землей как птица, которая заботливо накрыла большими крыльями дом-гнездо, где обитают люди. Кажется, что конь-птица охраняет домашний очаг. Конь в поэтических представлениях народа был олицетворением силы, добра и красоты, он символизировал солнце, движущееся по небу.

Читайте также:  Вытяжка для печи на дровах

Прорезным узорочьем украшены крылья крыши. Доска-полотенце – украшает спереди верхнюю часть избы; доски-приче’лины – спускаются по краю крыши. На них изображались символы солнца (круглые розетки), символы земли (круг с ромбом внутри, ромбы, прямоугольники).

Солнечные знаки на полотенце символизируют полуденное солнце, на конце причелины с левой стороны – утреннее восходящее, а с правой вечернее заходящее солнце.

В богатом убранстве причелин множество зигзагов, различных выступов. Их дополняют небольшие отверстия, похожие на капли, символизирующих живительную влагу, пролившуюся на землю из небесных запасов, находящихся вые солнца и луны. Нарядные орнаментальные ряды на причелинах и есть образное выражение небесной воды, т.н. « небесных хлябей ».

Нарядно украшались избы и других регионов. Особенно нарядными были фронтон и наличники окон. Поверхность фронтона словно разрослась причудливыми травами, цветущими кустами растительных орнаментов природных форм данной местности, где жили люди. На лобовой доске , которая идет по верху бревенчатого сруба, стелются ветви растений, изображения фантастических существ: полулюди-полурыбы, волшебные птицы, добродушные львы.

Дом смотрел на мир окнами – очами. Через передние окна в избу входили свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир домашней жизни с внешним миром, и поэтому так торжественно – наряден был декор окон. Наличники с пышным навершием выглядели как драгоценная оправа, украшались знаками-оберегами, а конструкция оконных рам изготавливалась в виде креста (являясь защитой, символизировала четыре стороны света и солнце). Наличник составляет единое целое с растительным орнаментом, в который вплетены изображения животных и птиц, еле различимые, так обобщенно и декоративно они решены. А нижнюю часть наличника населяют фантастические существа: здесь русалка–берегиня – символ водной стихии, устрашающие гривастые львы-собаки. Сказочно-диковинные образы олицетворяли нижний, подземный мир, который представлялся человеку таинственным и загадочным.

В узорном убранстве изб можно увидеть символические образы солнца, птиц, растений, животных, фантастических существ, которые олицетворяли небесную сферу, землю и водную стихию. Все, чего касалась рука талантливого народного мастера, приобретало праздничную нарядность. Можно себе представить, как преображался крестьянский дом в солнечный день. Свет создавал волшебную игру светотени, оживляя поверхность тенями, превращая рукотворную красоту в настоящую драгоценность.

ІУ. Практическая работа.

1.Выполни графический рисунок фрагмента украшения деревянного дома. Представь, что ты строишь дом для своей семьи и поэтому он должен быть украшен необыкновенно красиво. Прежде чем начинать работу, еще раз внимательно рассмотри облик избы, её декоративные элементы. Подумай и реши, какую деталь дома ты будешь украшать: причелину, полотенце, наличник, лобовую доску или целиком фронтон. Если это наличник, вначале продумай его форму, подчеркни массивный верх. Выполни рисунок наличника для дома, в котором могла бы жить твоя семья. Сделай его нарядным, вплетая в узор знакомые образы с богатой резьбой, смело вводи в композицию солярные знаки, знаки воды, обобщенные изображения животных, птиц, растений – главное украшение избы.

Постарайся сохранить симметрию композиции.

Работу можно выполнить сангиной и углем, восковыми мелками и акварелью. Крупные элементы узорочья избы можно сделать из картона и использовать в оформлении школьного фольклорного праздника.

2. Рассмотри крестьянскую избу, элементы её декоративного оформления с точки зрения единства конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.

3. Начни в книгах, журналах, Интернете традиционные жилища северных народов, народов Средней Азии, Закавказья. Постарайся увидеть и объяснить, что между ними общего и в чем различия.

Демонстрация детских работ.

1. Зачем люди украшали и продолжают украшать свои жилища?

2. О чём может поведать трёхчастная структура северной крестьянской избы (крыша, клеть, подклет), её декор? Как это связано с мировосприятием наших предков?

3. Чем отличается деревянная резьба на избах Русского Севера от резьбы на избах Поволжья?

Комментировать
372 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector