No Image

Графитная смазка или литол

СОДЕРЖАНИЕ
3 626 просмотров
12 декабря 2019

Сделаю обзор автомобильных смазок и представлю их вашему вниманию, потому что это вызывает всегда много вопросов.

— Универсальные смазки. Данные смазки сочетают в себе ингредиенты нижеперечисленных смазок и способны решать большой спектр задач.
Из всех универсальных смазок, что я пробовал (WD-40, Liqui Moly, Higear итд), хотел бы выделить универсальную смазку UNI-M. Смазка реально стоит дешевле других (325 рублей), а качество на уровне, даже лучше. Она гибридная и еще содержит в себе твердые вещества, которые хорошо влияют на качество смазки, уменьшают трение. В общем идеальное соотношение цена-качество!
В общем кому интересно, видео ниже, там все подробно рассказывают:

— Медная смазка. Паста или спрей — все равно.
Она нужна однозначно для узлов с повышенным давлением — резьба болтов, гаек, шпилек, привалочных плоскостей ступиц колес и даже обратной стороны тормозных колодок.
Основные ее преимущества — держит экстремально высокую температуру (до 1000 град.) (нужно в деталях тормозной и выхлопной системы), также работает при больших давлениях (резьба).

— Литиевая смазка, литол. Смазка универсальная, не обладающая специальными супер-способностями. : ) Применяется в слабонагруженных шарнирах и узлах трения. Допускается для смазки электрических контактов, аккумуляторных клемм. Также значительно замедляет коррозию, водостойка. Работает в широком диапазоне температур (-40.+120).
Нужно сказать, что она имеет много разновидностей, схожих по свойствам и составу. Отличаются ценой и особенностью применения. Среди них выделю "пушечное сало" — ингибитор коррозии, ЦИАТИМ-201 — для электромеханики и собственно Литол-24 — простейший универсальный продукт, которым "кормят" обывателей. Солидол с присадками, в общем, но тоже вполне годится.

— Графитная смазка. Или графитовая. Хотя лучше все же графитовая, поскольку она сделана не из графита, а с его добавлением. В литол. Это снижает температурный рабочий диапазон (-20.+60), увеличивает вязкозть и добавляет так называемый "сухой" компонент смазки, который смягчает трение металла по металлу засчет своей взвешенной структуры, образуя тонкую защитную пленку между поверхностями, даже когда "мокрый" компонент уже не справляется или загрязняется. Достигается противозадирный и антифрикционный эффект. Это также повышает "время жизни" смазки.
Ее можно применить в нагруженных узлах трения, в подшипниках качения и прочих трудных ситуациях, но… с поправкой на температуру. Поэтому ее, как правило, применяют для смазки цепей вело- и мототехники, промышленной аппаратуры, работающей в "теплых" условиях.

— Цинковая смазка (типа "Вымпел"). Уже вполне себе "взрослая" смазка, представляющаяся литиевой с добавлением мелко-дисперсного цинкового порошка и прочих "сладостей". По свойствам похожа на графитовую, но работает в более широком диапазоне температур (-40.+120).
Тут уж пожалуйте в нагруженные узлы и подшипники автомобиля русских широт. Подвижные детали подвески — прямое назначение.

— Молибденовая смазка (типа "Шрус"). На самом деле, это так же литиевая с добавкой порошка дисульфида молибдена. Повышены антифрикционные и противозадирные характеристики, увеличена пластичность и "время жизни" смазки.
Для ШРУСОВ, карданных передач и подшипников смазка как нельзя кстати. Молибденовая присадка позволяет переносить более тяжелые нагрузки и продлевает жизнь самым тяжелонагруженным узлам автомобиля.

Резюме.
Я бы для своей машины взял как минимум универсальную смазку (Uni-m), медную смазку для резьбы, цинковую и молибденовую для всего остального.
Более тяжелые нагрузки для молибденовой, менее — для цинковой.
Из наших смазок неплохо "выглядит и пахнет" ООО "ВМП", производящая смазки в тубах (типа тюбика зубной пасты) и ведерках под названием "Римет". Бело-сине-красные этикетки. Эти смазки, по моим ощущениях, сильнее всего похожи на заморские по запаху, консистенции, цвету и прочему. Цена и доступность тоже радует.

Исправления и дополнения.

— Силиконовая смазка. Помогает размягчить и "восстановить" резину, обладает водоотталкивающим эффектом, создает на поверхности тонкий слой мягкого силикона.
В автомобиле применяется для размораживания и профилактики замерзания замков и личинок дверей, для устранения скрипов пластика панели и металла дверных петель, ручек, лязга замков. Также состав хорош для смазывания резиновых уплотнителей машин, в том числе и оконных, для продления их срока службы и частичного восстановления свойств. Также может применяться для смазывания тросов привода капотабагажника и механизмов стеклоподъемника для облегчения их работы. Полезная вещь, как оказалось.

— Универсальные смазки полезны, но не являются панацеей. Сверяйте заявленную производителем рабочую температуру и сферу применения с вашей задачей.

Читайте также:  Айфон разрядился и больше не заряжается

— Про металлоплакирующие смазки типа молибденовых.
У разных составов разных производителей варьируется нижняя температура рабочего диапазона. Это может повлиять на выбор смазки узлов Вашего автомобиля, стоит обратить внимание. Скажем, "Castrol Moly grease" работает от -20 град. Зимой с этой смазкой, как мне кажется, усердствовать не стоит. Хотя, в Европе эту смазку рекомендуют производители электрооборудования для смазки подшипников генераторов, планетарных редукторов стартеров и прочих подвижных частей своих продуктов.

На форумах можно увидеть совет вида: "смажь клеммы АКБ литолом, чтобы электричество пропускало лучше". На других форумах данный способ опустили, заявив о повышении внутреннего сопротивления и наличии только антикоррозионных свойств. Кто прав? Приходится проверять на практике.

Сначала была мысль собрать тестовый стенд с чистыми и промазанными клеммами, подключать определенную нагрузку, смотреть изменение тока и вычислять сопротивление. Но потом попался на глаза точный омметр — и проблема отпала сама собой. Клеммы зажимались в клеммах омметра и фиксировались между собой пластиковым болтом с гайкой. Сначала измерялось сопротивление чистых клемм, затем смазанных, далее клеммы выкидывались — и так в цикле. Клеммы не автомобильные, а бытовые (типа "лепесток" 1-1-4.2-16), их контакт может быть хуже — и это нужно учитывать при оценке всех последующих теоретических расчетов. Пластиковый болт не затянешь с чрезмерной силой — это также отразилось на тестах.

В итоге получились крайне интересные результаты:
— ни одна из смазок не является электропроводной. То есть, любая смазка увеличит сопротивление, вопрос толщины слоя и способности смазки ложиться тонко. В итоге имеется соединение из 3 последовательных сопротивлений: клемма-смазка-клемма. Важен как процент, так и номинал сопротивления, прибавляемого смазкой;
— универсальная пластичная смазка "Литол-24-цинк": при исходном сопротивлении 0.7Ом увеличила до 0.95Ом (на 35%);
— силиконовая смазка "Liquid Wrench": при исходном сопротивлении 0.7Ом уменьшила до 0.5Ом (на 29%). Однако при высыхании смазки сопротивление вырастало до 5Ом (на 614%);
— графитовая смазка "OilRight": при исходном сопротивлении 0.8Ом не изменила его;
— солидол жировой "OilRight": при исходном сопротивлении 0.9Ом не изменил его.

Итак, все смазки обладают антикоррозионными свойствами — с этой целью их применение оправдано. Однако часть их повышает сопротивление контакта. Остаются неизученными вопросы изменения свойства смазок со временем и при протекании больших токов (стартерных 100-300А).

Оценка свойств:
— солидол не подходит для смазывания автомобильных контактов в суровых местах России, т.к. температура его использования лежит в диапазоне [-30;65] градусов: зима может быть холоднее, а летом под капотом жарче;
— графитовая смазка используется в диапазоне [-20;70] градусов, что тоже не сахар;
— то есть, если смазывать смазками с плохими температурными диапазонами — придется с какой-то периодичностью перемазывать контакты, т.к. смазка будет терять свои свойства;
— литол имеет температуру использования [-40;120] градусов, но увеличивает сопротивление;
— силиконовая смазка так толсто пошутила, что вообще ни в какие ворота не пролезла.

Оценка опасности увеличения сопротивления литола, на примере Daewoo Matiz. Стоит стартер марки WoodAuto модели STR85000 0.8кВт/67А. Сопротивление стартера, исходя из ТТХ, статичное и равно 0.178Ом. Литол увеличил сопротивление на 0.25Ом, что приведет к перераспределению мощности от стартера к месту контакта и сожжет его. То есть, несильный зажим места соединения приведет к пожару при первом же пуске.

Графитовая смазка и солидол — лучшие, если укладываются в температурный диапазон использования. Иначе — литол, но с собственной переоценкой потери напряжения на месте смазки (опасность возгорания): смазывать всю поверхность клемм обильно, чтобы при сдавливании большие излишки смазки выдавливало наружу — при затягивании намертво.

Оказалось, есть специальная "смазка для электроконтактов". Вот оно, решение проблемы коррозии. И не только: химически активна, способна уменьшить сопротивление контакта за счет взаимодействия с металлами. Однако температурный диапазон применения (на примере "Batterie-Pol-Fett" от Liqui Moly): [-40;60] градусов.

Вывод: использование смазки для электроконтактов, или графитовой смазки, или солидола — исходя из годового диапазона температур в применяемом регионе. Также нужно убедиться, что солидол не агрессивен к свинцу и устойчив к высоким температурам.

(добавлено 05.02.2016): гениальная по своей простоте мысль и одновременно ответ на еще 1 интернетовский вопрос. Если не смазывать место контакта, а место возле контакта — получится защита соединения от поступления влаги извне. Это полностью решает вопрос долговечности и качества соединения, т.к. реализуется именно основное предназначение данных смазок без затрагивания пятна контакта.

Читайте также:  Дюйм перевод в мм в трубах

А вот пятно контакта можно обработать смазкой для электроконтактов. В итоге использование двух смазок: каждой по своему назначению.

Всем знакомы такие изделия из графита, как простой карандаш. Автолюбители и домашние мастера знают, что такое щетки для электродвигателя. Их изготавливают с добавлением этого материала. Еще этот серый порошок добавляют в резину стеклоочистителей, для улучшения скольжения.

Тема нашей статьи: графитовая смазка, область применения которой не менее разнообразна. Мы знаем, что детали трения должны быть смазаны в рабочей зоне.

Кроме традиционных консистентных составов, выполненных с добавлением литиевых компонентов, в автомобиле широко применяется графитовая или медная смазка. В чем преимущество этого компонента? Разберемся в нашем обзоре.

Состав и характеристики графитной смазки

Традиционная форма выпуска – пластичная масса консистенции густой сметаны. В жидком виде не применяется, хотя существует расфасовка в виде спрея. После нанесения образуется тонкая пленка сухой смазки.

Этот материал не готовится сразу из графита, порошок добавляется в готовый состав, который может использоваться самостоятельно. По большому счету, графитовая смазка своим появлением обязана старому доброму солидолу, или как помнят автолюбители со стажем: тавоту. Поэтому, говоря о составе, поговорим о способах производства базового состава.

Для этого технология предусматривает два способа:

  1. Введение жирных кислот растительного происхождения. Способ старый, как мир автомобилей, при этом качество конечного продукта выше, чем полученного с использованием современных технологий. Единственный недостаток – такой солидол стоит дороже.
  2. В настоящее время производители отдают предпочтение синтетике. В отличие от моторных масел, искусственно созданные добавки не повышают качество, хотя оно отвечает всем стандартам. Синтетические жирные кислоты недорогие в производстве, поэтому конечный продукт также стоит дешевле. Отсюда и массовый спрос.
    Полученный солидол – это и есть базовая основа графитовой смазки.


Еще один способ получить базовый состав – добавление в индустриальное масло литиевого мыла. В отличие от «литола», больше никаких присадок.

В готовую массу добавляется мелкодисперсный графитовый порошок. Помол аналогичен зерновой муке: чем он тоньше, тем качественней получится готовый продукт.

Применяются разные способы смешивания

  • В органических основах, загущенных с помощью кальциевого мыла, формируется пластичная паста. Графит как бы растворяется в массе, хотя с точки зрения физики процесса, это не так.
  • При создании смазки на основе синтетических продуктов, получается суспензия. За счет густоты, порошок всегда находится во взвешенном состоянии.

Главная задача – распределить порошок графита как можно равномернее. При нанесении на смазываемую поверхность, он остается в рабочей зоне до принудительного удаления.

Можно ли сделать «графитку» самостоятельно?

Порошок не является дефицитом. Его можно было найти даже 30-40 лет назад. А вот смазка на его основе не всегда была на прилавках магазинов. Поэтому автолюбители добавляли в солидол немного моторного масла (разумеется, минералку), сыпали в емкость графитовую пыль (порошок), затем долго и тщательно размешивали.

Получался самый качественный состав: на основе растительного солидола, без синтетических загустителей.

Как сделать графитную смазку своими руками — видео

Характеристики пластичной графитовой смазки:

  • Рабочий диапазон температуры окружающего воздуха: от -20℃ до +60℃ (речь идет о продолжительной работе). Допускается кратковременный нагрев до +120℃, однако каплепадение начинается уже при +80℃. При использовании в трущихся частях типа рессор, нижний предел может выходить за рамки -20℃.
  • Допустимая массовая доля воды не более 3%, после чего начинает образовываться эмульсия.
  • Предел прочности на сдвиг от 100 Па. Температура измерения параметра: +50℃.
  • Предел прочности на сжатие: 400 (+/- 200).
  • Предел прочности на растяжение: 120.
  • Пенетрация более 250 мм/10. Температура измерения: +50℃.
  • Электрическое сопротивление не более 5 кОм на см длины.

Свойства графитовой смазки определяются свойствами графита

  1. Хорошая теплопроводность (читайте: отвод тепла из зоны нагрева).
  2. Электропроводимость (можно смазывать контакты).
  3. Стойкость при воздействии влаги. При этом необходимо помнить, что при механическом смешивании с водой образуется эмульсия.
  4. Термическая стойкость. Кроме кратковременной смены значения вязкости, других проблем нет. Предельная температура, при которой еще не начинается испарение: +150℃.
  5. Химическая нейтральность: при взаимодействии с поверхностью, реакция не происходит.
  6. В качестве бонуса: обеспечивает устойчивую антикоррозийную защиту.
  7. Высокая коллоидная стабильность, в сравнение с базовым солидолом.
  8. Хороший коэффициент снижения трения.
  9. Количество заеданий в рычажных механизмах сведено к минимуму.
  10. Высокая адгезия практически к любым материалам.
  11. Не реагирует на статическое напряжение: токи просто протекают через ее электропроводящий слой.
  12. Антифрикционный показатель на высоком уровне.
Читайте также:  Зарядный модуль для li ion

Есть и небольшие недостатки:

  1. Все-таки ее нельзя применять на узлах с длительно стабильной температурой свыше +80℃.
  2. Несмотря на низкий коэффициент трения, в трущихся соединениях с прецизионными зазорами применять нежелательно. Возможен повышенный износ.

Где используется графитовая смазка в автомобиле

  • шаровые опоры, шарниры рулевого механизма, механизм рулевой рейки, части гидроусилителя (за исключением деталей, смазываемых трансмиссионными маслами);
  • элементы рессорной подвески (противоскрипные механизмы, плоскости прилегания пластин);
  • опорные подшипники с низкой скоростью вращения;
  • крестовины карданного вала (смазывание производится нагнетанием через т.н. «тавотницы»);
  • шлицевые соединения валов (можно использовать спрей);
  • внутренние полости оболочки тросовых приводов;
  • графитовая смазка используется для клемм аккумулятора, и других электрических соединений, при условии единого слоя между соседними контактами;
  • покрытие резьбовых соединений в качестве профилактики «прикипания»;
  • в качестве консерванта открытых ржавеющих деталей при длительном хранении техники.

Применение графитовой смазки определяется инструкцией по регламентному обслуживанию, поскольку смешивание различных масляных составов недопустимо.

Что лучше графитная смазка или «вымпел»?

Состав основы у них одинаковый, разве что в цинковой смазке «Вымпел» не применяется органический загуститель, в основном – литиевое мыло. Потребительские характеристики аналогичные, принципиальная разница в рабочем диапазоне.

Графитовая смазка не такая термостойкая: допускаются пиковые значения от +120℃ до +150℃, но только на короткое время. Цинковая смазка «Вымпел» устойчиво сохраняет характеристики вплоть до температуры +120℃.

Можно ли графитовой смазкой смазывать подшипники? Только при невысокой нагрузке и низкой скорости. В то же время «Вымпел» закладывают в нагруженные подшипники вращения, и подвижные детали подвески без ограничений.

Что лучше графитовая или медная смазка?

Эти два состава имеют очень схожие характеристики. Та-же основа, тот же способ введения мелкодисперсного порошка. Так же, как и медная, графитовая смазка проводит ток. Еще одно общее качество: форма выпуска. Есть пластичная паста, менее вязкий гель и аэрозоль.

Однако у медных составов есть неоспоримое преимущество: высокая температурная стабильность. Свойства не меняются даже при кратковременном нагреве до +1000℃. А нормальный диапазон применения предусматривает постоянную температуру до +300℃.

Поэтому медная смазка, в отличие от графитовой, успешно применяется в тормозных суппортах.

Справедливости ради стоит отметить, что медная смазка не так хорошо «держит» высокую нагрузку при давлении трущихся частей. Высокодисперсная медь просто выдавливается вместе с носителем, а частицы графита остаются на поверхности металла, даже при полном высыхании смазывающей основы. При этом, медная смазка существенно дороже графитовой.

Что лучше графитовая смазка или «Литол»?

Если говорить о пластичной консистенции, принципиальной разницы нет. Та же область применения, схожие характеристики. К тому же, многие автолюбители делают «графитку» в том числе из «Литола-24», вводя в нее графитовый порошок. При этом понижается температурный диапазон.

Так зачем это делается? Литол накапливает в себе загрязняющие частицы, графитовая смазка избавляет от этого недостатка. К тому же, сухой компонент «графитки» лучше работает в местах плотного прилегания двух металлических частей.

При высоком давлении, литол может быть вытеснен, вплоть до сухого пятна контакта. А графит остается между деталями трения в любых условиях. Кроме того, если нужна электропроводность, у графита неоспоримое преимущество: «Литол-24» — 100% диэлектрик.

Медно-графитовая смазка

Это неплохой компромисс между стоимостью и потребительскими качествами. Подбирая пропорции мелкодисперсной меди и графита, производитель создает смазку с универсальными свойствами.

Электропроводность остается в тех-же параметрах (оба порошка прекрасно с этим справляются). Сохранность смазывающего слоя при высоком давлении обеспечивает графит, а медный порошок повышает термостойкость. Конечно, +1000℃ для двухкомпонентного состава, это запредельная величина, но +500℃ или +700℃ не меняют характеристики.

За счет смешивания двух материалов, резко улучшается адгезия. При работе с металлическими парами, подверженными электрохимической коррозии (например, медь + алюминий), именно двухкомпонентный состав выступает в качестве своеобразного буфера.

Заключение

При всех достоинствах составов, содержащих графит, необходимо помнить простое правило: «Каждой детали, своя смазка»

Не следует приписывать «графитке» чудесных свойств, хотя при использовании по назначению, она существенно продлевает жизнь механизмам.

Комментировать
3 626 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector