No Image

Грунтозацепы для легкового автомобиля

СОДЕРЖАНИЕ
122 просмотров
12 декабря 2019

Каждая конструкция имеет свою сферу применимости, поэтому, чтобы, как обычно, не сравнивать огурцы с помидорами надо начать с техзадания и, как водится, тезисов )

Основной массе любителей автомобилей повышенной проходимости эта самая проходимость требуется крайне редко и локально.

Типичный маршрут так называемых автомобильных экспедиций, это утомительное тарахтение Х тыщ км по автодорогам федерального значения до наиболее живописного болота, в которое затем происходит погружение с целью толкания, буксования, перетягивания на веревочках, и употребления специальных напитков, призванных облегчить боль от утраты лакокрасочного покрытия и более значимых конструктивных элементов.
Когда толкать приходится слишком усердно, а риск не успеть на работу становится все более осязаем, владелец мобиля таки начинает задумываться над увеличением проходимости.
(разумеется для того, чтобы уехать на 50 метров глубже)
Какие раздатки надо, куда чего приварить, где отпилить и как лучше резать боггер и пр премудрости не мне вам рассказывать.
Вы все знаете лучше меня.

Вся штука тут в том, что с увеличением проходимости все меньше начинает хотеться ехать на этом по асфальту, и все больше придумать предлогов почему сегодня полезней сходить в бар.
И слишком много приходится употреблять специальных напитков при виде того, что сделала погнутая рулевая тяга с новым боггером за Х тыщ км…

В общем снова приходим к тому, что счастья нет, как и универсальности.

Идея, которая много кого посещает при попытке решить задачку на оптимизацию — это сменный движитель.
Нуу например два комплекта колес.
И сразу же отметается. ибо они большие, тяжелые и девать их некуда.
Примерно в это же упираются всякие гусеничные тележки — маттраки.

На фото — автотуристы везут через всю страну сменный колесные движитель, чтобы в конце концов заменить его на гусеничный.

Давайте лучше подумаем о том, может ли само колесо менять свои свойства.
А для этого стоит задаться вопросом — а какие же нужны.

1. Опорные способности.
Тут на самом деле все грустно.
Ибо чтобы реально хоть как то увеличить опору, надо увеличивать колесо.
Что сразу влечет за собой радикальную переделку автомобиля с мужественным пилением драгоценных кузовных деталей.
Вес колеса растет, цена растет, удобство езды по дороге снижается все сильнее а площадь пятна не хочет увеличиваться пропорционально страданиям.
Какой то эффект конечно есть, машина тонет на 5 метров дальше чем раньше.

В общем как не крути а опорную проходимость нам получится увеличить только одним путем — выкинуть лишнее барахло из багажника вместе с обшивкой салона и любимым плюшевым мишкой, а так же сократить количество специальных жидкостей хотя бы вдвое.

Есть, на самом деле, еще один не очевидный, но крайне простая идея — прикрутить снизу лист алюминия.
Подробно об этом писал www.drive2.ru/b/2388383/ поэтому повторяться не буду.

Но тут кроется одно большое но, из за которого многие не верят в такой способ увеличения опорных способностей. .
Отсюда тянутся все мифы, про "прилипание".
Ложимся на ванну, вроде не тонем, но ползти не можем, не хватает тяги !
(Особенно это заметно без блокировок на осях.
Чуть подвисли, одно колесо разгрузилось и фсе. стоим буксуем. )

Те, кто ездил на гусеничных вездеходах хорошо знакомы с процессом.


Сделав это наблюдение плавно перейдем ко второму пункту.

2. Тяговые способности.
Тяговые способности наряду с геометрией крайне актуальны, особенно при рассмотрении типичных условий для движения автомобилей повышенной проходимости.
На самом деле в болото, по понятной причине, мало кто пытается лезть и основной ареал их обитания это разнообразные грунтовые дороги, где основное препятствие — раскисший верхний слой с низкими фрикционными свойствами и колея от урала с дровами.

И тут вдруг неожиданно выясняется, что супернизкая уделка то нам и не нужна, большинство каки можно проскользить, если тяги хватает.
И застреваем мы в 70% потому что тяговые способности погруженного в жижу колеса . ну вы поняли)
И то место, где уделка 0.05 сильно поможет, составляет 1км из Х тыщ . который можно или обьехать, или накидать кустов, или протащиться лебедкой в режиме санок.

Читайте также:  Домики из спичек схемы для начинающих

(Повторюсь, я беру типичные маршруты для подобной техники типа небезызвестной Полнейшей Чухломы)

Размышляя в этом ключе среднестатистический джипер меняет свой любимый бфг ат на симекс, пытаясь неизменно схватится за специальную жидкость узнав о том, что через 5 тыщ км из него придется сделать клумбу, проехав в итоге от силы 300км в тех условиях ради которых все и затевается.

Вижу утомил уже.

Собственно — как просто, дешево и быстро в разы увеличить тяговые свойства колеса.
Для начала вопрос — какая геометрия грунтозацепов обеспечивает максимальное зацепление с плохо связанными грунтами ?
Далеко в литературу лезть не стоит, ибо поперечные лопасти, как у колесного парохода должны сразу возникнуть в сознании.
Кто-то обязательно вспомнит багги заезжающие в почти вертикальные горки по песку или шерпа А.Гарагашьяна.
Узкая лопатка создает точечную нагрузку, погружается и пытается сдвинуть слой . при почти полной аналогии шестерня-зубчатая рейка.

В любимой книге "колесные вездеходные и комбинированные движители" процессы, происходящие в контакте неоднородных сред, описаны более подробно.

И если мы снова обратимся к миру гусениц, то если это

Грунтозацеп является востребованным видом навесного оборудования и широко используется в разных сферах человеческой деятельности. Популярность устройства обусловлена его простой конструкцией, длительным сроком службы, низкой стоимостью и возможностью самостоятельного изготовления.

Назначение

Одним из самых распространённых вариантов использования грунтозацепов являются мотоблоки и мотокультиваторы. И хотя некоторые современные средства малой механизации имеют данные устройства в своей базовой комплектации, чаще их всё же приходится покупать отдельно от агрегата либо изготавливать своими руками.

Грунтозацепы используются в случаях, когда необходимо увеличить сцепление техники с грунтом и повысить тем самым её тяговое усилие и проходимость. Так, мотоблоки, оснащённые грунтозацепами, значительно увереннее ведут себя на рыхлых и глинистых почвах и становятся более устойчивыми. Это позволяет мотоблоку выполнять довольно глубокую обработку грунта без риска увязнуть или зарыться в землю. Кроме того, использование грунтозацепов для мини-тракторов и автомобилей ощутимо повышает их проходимость в условиях бездорожья или распутицы.

Однако использование грунтозацепов сельскохозяйственной и дорожной техникой не ограничивается.

В несколько изменённом виде устройства используются для более прочного закрепления теплиц на земле, а также для привязки деревянного фундамента к грунту. Строительные грунтозацепы устроены несколько иначе, нежели колёсные, и представляют собой пруты металлической арматуры длиной до одного метра с приваренной на одном конце плашкой. Для усиления конструкции прут забивают в грунт, а надземную часть прикручивают к деревянному фундаменту или основанию теплицы. Благодаря применению Т-образных грунтозацепов постройки хорошо выдерживают сильные ветровые нагрузки, а также сезонные подвижки грунтов.

Технические характеристики и размеры

Грунтозацепы для сельскохозяйственной техники представляют собой металлические колёса либо накладные ободья, оснащённые мощным протектором, который глубоко заходит в землю и надёжно сцепляет технику с грунтом. В качестве материала для их изготовления используется сталь высокой закалки, благодаря чему устройства практически не подлежат износу и способны прослужить ни один десяток лет. Важным рабочим параметром грунтозацепов для мотоблоков и мини-тракторов является их диаметр и вес.

От этих показателей зависит, насколько качественно агрегат будет выполнять свою работу по вспашке земли, удалению сорняков, окучиванию различных культур и удалению снега. Так, минимальный вес самых простых металлических колес не должен быть меньше 20 кг, иначе использование данного оборудования потеряет смысл, и польза от него будет минимальна. Если грунтозацепы, чаще самодельные, не дотягивают до указанного выше норматива, то их используют в сочетании с утяжелителями, присутствие которых обеспечивает технике необходимый вес.

Наиболее тяжёлые модели зацепов устанавливают на мотоблоки и мини-трактора, эксплуатируемые в условиях бездорожья, а также при разработке целинных земель и для обработки тяжёлого каменистого грунта.

Помимо веса грунтозацепов, важен и их размер. Диаметр заводских моделей варьируется от 300 до 700 мм, а ширина колеблется от 100 до 200 мм. Наиболее востребованными считаются модели Patpiot 490001070 и устройство для мотоблоков «Целина», «Каскад», «Кадви» и «Нева».

Читайте также:  Газовый котел в кухонном гарнитуре фото

Габариты этих приспособлений равны 400х180 и 480×190 мм соответственно. Модели подходят к большинству отечественных агрегатов и используются для вспашки мягких грунтов, удаления сорной травы и нарезки борозд. Не менее популярна и модель Patriot S-24, весящая 11 кг и имеющая размеры 390х120 мм. С её помощью можно рыхлить землю, бороться с сорняками и убирать снег. Более габаритные устройства размером 500х200 мм могут использоваться в комбинации с плугом, а образцы 700х130 мм применяют с картофелекопалками и плоскорезами.

Грунтозацепы для мотокультиваторов имеют более скромные габариты, чем модели для мотоблоков. Так, популярные у отечественных фермеров «Тарпан» и «Нева» весят всего около 5 кг, имеют диаметр 280 мм и ширину 90 мм. Используются такие устройства для рыхления лёгких грунтов и работы с однорядными окучниками.

Разновидности

Современный рынок сельскохозяйственной техники представляет широкий выбор разнообразных колёсных моделей, классификация которых происходит по нескольким признакам. Главным критерием отличия грунтозацепов является их конструкция.

Существует два типа колёсных грунтозацепов.

Первый представляет собой изделия, выполненные в виде одного или нескольких сваренных между собой металлических ободьев, оснащённых конусовидными шипами либо угловыми пластинами, приваренными под определённым углом. Устанавливается такая конструкция вместо родных колёс, а крепление происходит с помощью специальных кронштейнов. К преимуществам вида относят высокую эффективность при обработке земли, и хорошую проходимость агрегата. Минусом считают необходимость «переобувания» мотоблока, что является довольно длительным и трудоёмким процессом.

Второй вид представлен грунтозацепами, выполненными в виде металлических насадок, которые устанавливаются поверх обычных колёс и не требуют монтажа на ось мотоблока. Конструктивно такие модели могут быть выполнены в виде цепей либо ободьев, оснащённых металлическими шипами. Внешне такие модели отдалённо напоминают обычные противоскользящие цепи для автомобилей.

Хорошо зарекомендовала себя и конструкция «краб», состоящая из закреплённых «гармошкой» металлических полос с загнутыми в виде крюков краями. Крюки надеваются на шину колеса, а скобы фиксируются специальным замком-ограничителем.

Такой вид грунтозацепов особенно популярен у владельцев внедорожников и хорошо зарекомендовал себя на разбитых слякотных дорогах с присутствием большого количества грязи и глины. Преимуществом данной разновидности грунтозацепов является быстрый монтаж и невысокая в сравнении с металлическими колёсами стоимость. К минусам относят чуть более низкую проходимость и необходимость дополнительного использования утяжелителей.

Следующим критерием классификации выступает совместимость грунтозацепов с различной техникой. По данному признаку выделяют специальные и универсальные устройства. И если первые предназначены для какой-то конкретной модели сельскохозяйственной или дорожной техники, то вторые совместимы с большинством из них, и могут быть установлены практически на любой агрегат. Преимуществом специализированных образцов является более высокий КПД и многофункциональность, а к достоинствам универсалов относят их практичность и возможность использовать применительно к любой технике. К тому же такие модели в случае ненадобности гораздо легче продать.

Как выбрать?

При покупке грунтозацепа для мотоблока или автомобиля необходимо правильно выбирать размеры устройства. И если для машины это сделать довольно просто, и нужно лишь знать диаметр колёс, то при выборе оборудования для мотоблока следует учитывать ещё и вес техники. Так, для моделей тяжёлого класса массой более 200 кг рекомендуется приобретать широкие грунтозацепы диаметром не менее 70 см. Для агрегатов среднего класса, весящих около 80 кг, лучше подобрать устройства с диаметром от 30 до 40 см. На совсем лёгкие модели весом до 50 кг, а также на мотокультиваторы подойдут узкие зацепы шириной 9 и диаметром 28 см.

Читайте также:  Встраиваемая техника для кухни в одном стиле

Следующим критерием выбора является вид шипов. Это могут быть расположенные на ободьях клинообразные пластины или металлические штыри, сделанные из арматуры, а на самодельных моделях можно часто увидеть приваренный под определённым углом уголок.

Тип металлопротектора выбирается исходя из структуры почв и предназначения грунтозацепов. Так, при распашке целинных земель лучше выбрать модель с острыми шипами, в то время как для работы на влажных чернозёмах, глинистых и рыхлых почвах подойдут устройства с глубоким косым либо клинообразным протектором высотой более 10 см.

Правила эксплуатации

Для эффективной и корректной работы техники грунтозацепы нужно правильно установить. Для этого их надевают на колёсные валы мотоблока и фиксируют специальными кронштейнами. При установке зацепов на мотокультиваторы их ставят на вал редуктора и закрепляют штифтами. Если грунтозацеп подобран и установлен по всем правилам, то его шипы не будут касаться деталей агрегата, а при виде сверху вершины клинообразных шипов будут смотреть вперёд по направлению движения агрегата.

Если мотоблок или культиватор даже после монтажа грунтозацепов остаётся слишком лёгкими, то необходима установка утяжелителей. При эксплуатации агрегата, оснащённого любыми видами зацепов, строго воспрещается выезжать на заасфальтированную, металлическую или бетонную поверхность.

При использовании грунтозацепов необходимо соблюдать технику безопасности. Для этого перед началом выполнения работ нужно внимательно ознакомиться с инструкцией по эксплуатации, а также проверить исправность двигателя и надёжность резьбовых соединений агрегата.

Затем рекомендуется пройтись по обрабатываемому участку и удалить с его территории механический мусор, сухие ветки и большие камни. И также необходимо убедиться в отсутствии на земле электрических проводов, металлических тросов и водопроводных шлангов. И лишь после того, как поле будет подготовлено, можно приступать к работе.

При движении техники задним ходом, а также при разворотах необходимо быть особенно внимательными: во время крутых манёвров шипы могут вывернуть из земли камень, и куда он полетит, никому не известно. Особенно это касается мощных грунтозацепов с большой высотой шипа.

По завершении работ грунтозацепы следует очистить от остатков почвы и обработать универсальной смазкой или литолом. Хранить устройства следует в сухом проветриваемом помещении вдали от источников влаги. При грамотном выборе, бережной эксплуатации и правильном хранении грунтозацепы очень долго не выходят из строя и служат своим владельцам на протяжении многих лет.

О том, как правильно выбрать грунтозацеп для мотоблока, смотрите в следующем видео.

Шведский изобретатель Лйндблад предложил грунтозацеп, позволяющий значительно улучшить сцепление шин, имеющих недостаточный рисунок протектора, с мягким грунтом дороги. Изготовить его можно из отрезка металлической арматуры с использованием простого слесарного инструмента. Протектор Линдблада имеет рамообразную форму, две перемычки которого с одной стороны соединены между собой зигзагообразной перекладиной, а с другой — снабжены тягами с петлями на концах.

Грунтозацеп шведского изобретателя Линдблада:
1 — шина, 2 — грунтозацеп, 3 — стяжной ремень, 4 — пряжка.

Грунтозацеп данной конструкции можно поставить на различные колеса, отличающиеся по наружному диаметру, но имеющие примерно одинаковую ширину шин. На каждом колесе по периферий протектора равномерно по окружности закрепляют не менее двух грунтозацепов, используя стягивающие ремни, пропущенные через петли на концах тяг и зафиксированные пряжками.

Важно, чтобы грунтозацепы были плотно закреплены на шинах и при вращении колес не задевали за крылья автомобиля. Однако слишком сильное натяжение приводит к повышенному износу протектора шины. Проверить, правильно ли натянуты грунтозацепы можно, если одну из перемычек усилием руки попытаться поднять над протектором на 5- 10 мм. Если это удается, значит — натяжение нормальное.

Комментировать
122 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector