No Image

Shimano altus задний переключатель настройка

СОДЕРЖАНИЕ
1 048 просмотров
12 декабря 2019

Всё нижеописанное касается в первую очередь MTB (горных велосипедов), либо других велосипедов, на которых стоят механические, а не электронные MTB трансмиссии.

Прежде чем приступать к настройке, нужно убедиться, что:

  • Все компоненты трансмиссии более-менее качественные. Уровня Shimano Acera или SRAM X4, как минимум. Настроить Shimano Tourney или Shimano Altus можно, но держать настройки они будут меньше. Шанс удачно настроить компоненты малоизвестных или no name брендов близок к нулю.
  • Все компоненты трансмиссии (манетки, переключатели, цепь и звёзды) рассчитаны на одинаковое количество передач и подходят друг к другу. Задние переключатели SRAM не совместимы с Shimano, за исключением некоторых случаев, описание которых требует отдельной статьи. Передние переключатели SRAM и Shimano совместимы.
  • Цепь имеет нужную длину. Т.е. при нахождении цепи на самых больших звездах сзади и спереди, рамка заднего переключателя почти параллельна нижнему перу рамы.
  • Переключатели не гнутые и не имеют большого люфта. Если люфт ощутимый — меняем переключатель.
  • Кронштейн крепления заднего переключателя («петух») стоит ровно. Лучше ориентироваться на верхний ролик переключателя. Он так же должен быть параллелен звёздам при взгляде сверху или снизу. В некоторых случаях «петух» может быть выгнут в противоположную от колеса сторону градуса на три, это может пойти на пользу в тех случаях, когда у кассеты большая ёмкость, например большая звезда кассеты имеет более 32 зубьев, а маленькая 11. Или когда разница между количеством зубьев самой большой звезды кассеты и соседней очень большая, например 34/24.
  • Манетки исправны (щёлкаем в холостую с отстёгнутыми от переключателей тросами, считаем количество щелчков и проверяем — двигается ли трос).
  • Рубашки и тросы чистые, не имеют повреждений, имеют ровные срезы и проложены с минимальным изгибом. При необходимости меняем, либо подрезаем, промываем и продуваем рубашки, а также ставим новые тросы и наконечники. Обрезать лучше спец инструментом, особенно это касается рубашек. Бытовые пассатижи/кусачки не обеспечивают ровного среза.
  • Нет люфта в задней втулке и каретке. При необходимости устраняем люфт, если это возможно. Либо меняем втулку полностью.
  • При вращении заднего колеса не «восьмерит» кассета/трещотка. Небольшая «восьмерка» допустима, но если биение ощутимое, то скорее всего надо менять ось в задней втулке, либо всю втулку, если ось не съёмная.
  • Цепь, звёзды и ролики переключателя чистые и не изношенные. Износ цепи можно измерять штангенциркулем (подробнее расписывать не буду, достаточно набрать в поисковике: «цепь замер штангенциркулем»). При существенном износе меняем цепь и изношенные звёзды. При загрязнении чистим звёзды насухо, после чего промываем, смазываем и протираем насухо цепь. После того, как нанесли смазку, крутим педали как минимум 30 секунд, что бы смазка проникла внутрь цепи. На звёздах и наружней поверхности цепи не должно быть смазки, она лишь собирает лишнюю грязь.

Теперь можно переходить к настройке. Начинаем с заднего переключателя.

  • До упора по часовой стрелке вкручиваем регулятор натяжения троса на манетке и переключателе. Не перетягивайте, не применяйте инструмент. Эти регуляторы должны свободно выкручиваться пальцами для настройки на более позднем этапе.
  • Находим два винта, обозначенных «H» и «L», либо как «High» и «Low». Эти винты ограничивают рамку переключателя в крайних положениях. С отстёгнутым тросом рамка переключателя должна быть близка к малой звезде. Исключение – переключатели с обратной тягой. Если у нас переключатель со стандартной тягой, выставляем винт «H» так, чтобы цепь свободно вращалась на самой малой звезде кассеты. Необходимо оставить зазор до соседней звезды – 1 мм или чуть меньше.
  • Застёгиваем тросик и последовательно переключаем до первой скорости (самой большой звезды). Не забывайте, что передачи переключаются только тогда, когда педали вращаются вперёд . На этом этапе мы вряд ли получим чёткое переключение, особенно если поставили новый тросик и снимали рубашки с наконечниками. Если нет спец инструмента для вытягивания троса, то необходимо несколько раз прогнать переключатель из одного крайнего положения в другое для того, чтобы рубашки с наконечниками уселись на своё место. Если переключатель не доходит до самой большой звезды, то ему возможно мешает излишне вкрученный винт «L». Если чувствуете упор, не давите, что бы не сломать манетку, проверьте винт «L», при необходимости отрегулируйте. Другая причина – недостаточно натянут трос. Вращая против часовой стрелки регулятор натяжения троса на переключателе (или на манетке, если на переключателе он отсутствует), ловим оптимальное положение, при котором цепь одинаково хорошо переходит с малых звёзд на большие и наоборот. При необходимости подстраиваем ограничительные винты. Следите, что бы регулятор натяжения не выкручивался слишком сильно, если он будет держатся на двух-трёх витках, он может просто обломится.
  • На большей части переключателей есть третий винт, регулирующий положение переключателя в вертикальной плоскости, Shimano называют его «B-tension». Чем ближе верхний ролик переключателя с цепью к звездам кассеты, тем лучше переключение. Настраиваем B-tension таким образом, чтобы при нахождении цепи на большой звезде, расстояние между краем этой звезды и краем верхнего ролика было 5-6 мм. Можно и меньше, главное, что бы цепь нормально закидывалась и скидывалась на большую звезду и не прижималась к ней. Если цепь прижата роликом к звезде кассеты, слышно характерное тарахтение, особенно на передаче 1-1.
  • Ещё несколько раз проверяем переключение на всех звёздах кассеты, при необходимости вносим необходимые коррективы.
Читайте также:  Алмазное полотно для ножовки по металлу

После того, как настроен задний переключатель, можно переходить к настройке переднего.

  • До упора по часовой стрелке вкручиваем регулятор натяжения троса на манетке, так, как делали это на задней манетке.
  • С отстёгнутым тросом выставляем передний переключатель таким образом, чтобы рамка была параллельна звёздам и при переключении на большую звезду (с расстёгнутым тросом вытягиваем переключатель рукой, смотрим на велосипед сбоку) расстояние от края рамки до края зубьев большой звезды было около 2 мм.
  • Выставляем сзади первую передачу (большая звезда) и регулируем на переднем переключателе винт «L» таким образом, чтобы расстояние между цепью и внутренним (ближайшим к раме) краем рамки переднего переключателя было чуть меньше 1 мм. Это нужно для того, чтобы максимально раскрыть низкие передачи сзади, при включенной спереди первой передаче (малая звезда).
  • Застёгиваем трос, пробуем переключить на вторую звезду. Не забываем вращать педали вперёд . Если цепь остаётся на малой звезде, то выкручиваем регулятор натяжения троса на манетке против часовой стрелки до тех пор, пока передача не переключится. Проверяем переключение на малую звезду.
  • Если есть третья (большая) звезда, переключаем на неё. Если переключения не происходит, то проверяем, не мешает ли ограничительный винт «H». При необходимости выкручиваем его. Если даже после этого не происходит переключения на большую звезду, натягиваем трос ещё сильнее, используя регулятор на манетке. Важно не перетянуть, иначе не будет переключатся на малую звезду. Убедившись, что включаются все передние передачи, выставляем спереди самую большую звезду и самую маленькую сзади. Регулируем винт «H» на переднем переключателе так, чтобы расстояние от большой звезды до внешнего края рамки было чуть меньше 1 мм. Это нужно для того, чтобы максимально раскрыть высокие передачи сзади, при включенной спереди третьей звезде. Или второй, если их всего две.
  • Если спереди три звезды, выставляем цепь на среднюю и переключая задний переключатель из одного крайнего положения в другое, регулируем натяжение троса спереди так, чтобы цепь тёрлась о рамку переднего переключателя на как можно меньшем количестве передач. Хорошо, если получится раскрыть всю кассету за исключением крайних звёзд. На хороших трансмиссиях можно раскрыть полностью всю кассету, при условии, что правильно выставлен передний переключатель, особенно это касается параллельности рамки относительно звёзд.
  • Ещё раз проверяем переключение на всех передачах. При необходимости вносим корректировки. На трансмиссиях невысокого уровня часто приходится идти на компромисс.

В большинстве случаев трёхскоростные передние переключатели более «капризные», чем двухскоростные. Хороший вариант – одна звезда спереди, и кассета большого диапазона сзади. В таком случае спереди вообще не нужен переключатель, но необходима установка успокоителя, либо одного/двух рокрингов (что возможно далеко не на каждой раме), либо Narrow Wide звезды. Но это уже тема для отдельной статьи.

Настройка скоростей велосипеда – дело тонкое, и вы можете отдать своего железного коня в специальный сервис. Но лучше все-таки научиться делать это самостоятельно, тем более что навык этот крайне полезен, а сложного в нем ничего нет. Как настроить переключатель скоростей Shimano на велосипеде? В качестве примера для следующей инструкции используется переключение Shimano Deore, так как оно самое популярное.

Процесс настройки

Для настройки переднего переключателя скоростей Shimano вам понадобится следующий набор инструментов: отвертка, набор шестигранников и плоскогубцы. Основная задача здесь – правильно установить девайс скоростей в начале настройки.

Когда устройство настроено правильно, цепь велосипеда может проходить всего в 1-2 мм от перебрасывающей ее рамки. Рамка двигается как по горизонтали, так и по вертикали во время переключения скоростей.

Читайте также:  Гребенка из стальной трубы

При настройке переднего переключателя следите, чтобы его рамка располагалась параллельно передним звездам. Когда устройство переводится на самую большую звезду (то есть выставляется на самую большую скорость), расстояние между концами зубцов звезды и нижней частью рамки должно быть около 3 мм. Высота и поворот переключателя Shimano регулируется достаточно просто – для этого нужно просто ослабить болт крепления с помощью многогранника. Отрегулируйте положение устройства, но не затягивайте болт – вам может понадобиться в процессе настройки сдвигать девайс. Теперь можете приступать к настройке. Установите самую маленькую скорость. Открутите крепление тросика и освободите его. Потом бабышку натяжения тросика выкрутите до упора и верните на 1-2 оборота обратно.

Теперь переведите скорость на максимальную. Вам нужно получить положение девайса, при котором зазор между цепью и дальней от рамы частью рамки будет минимальным. Это делается с помощью винта High. Вращайте его, следя за тем, чтобы само устройство не сдвигалось.

Затем протестируйте регулировку скоростей. Для регулировки заднего переключателя скоростей велосипеда Shimano вверх и вниз можно подкручивать бабышку, если цепь соскакивает со звезд – крутите болты: High – если с большой звездой, Low – если с маленькой.

Настройка заднего переключателя

Проводить настройку заднего переключателя можно только после того, как вы настроили передний. Велосипед нужно зафиксировать так, чтобы вы могли свободно вращать педали и переключать скорости. Как вариант – перевернуть вверх колесами и зафиксировать на руле.

Включите самую большую скорость (самую маленькую звезду). Ослабьте трос, раскрутив крепление. Бабышку натяжения троса переведите в среднее положение, чтобы можно было ослаблять и натягивать трос. Регулировка заднего устройства осуществляется, как и в случае переднего переключателя, винтами High и Low. Сначала настраивается винт High. Нужно найти такое положение, при котором цепь будет настроена точно на звезду, и не будет соскальзывать и подпрыгивать на ней.

Затем переведите передачу на низкую (самая большая звезда) и повторите все манипуляции с винтом Low. Настройка должна привести цепь ровно по звездочке. После настройки заднего девайса, нужно будет натянуть ролик. Передний переключатель поставьте на самую маленькую звезду, задний – на самую большую. Вращайте педали назад и следите, задевает ли ролик кассету. Регулируйте ролик болтом натяжителя. После этой настройки проведите проверку «в полевых условиях» — то есть в реальной езде. Попробуйте прокатиться по ровной поверхности, по кочкам, под уклоном. Внимательно следите за тем, как ведет себя велосипед. При необходимости подрегулируйте переключатели, настраивая бабышку или винты.

Механизм селектора передач маунтинбайка только на первый взгляд кажется сложным, на самом деле его наладка выполнима даже без помощи специалиста. Оборудование среднего уровня Alivio имеет оптимальное соотношение качества и цены, поэтому меньше подвержено износу, что облегчает юстировку его узлов. Сломать агрегат переключения в процессе работы у вас вряд ли получится – конструкция системы проста и надежна, а вот моральное удовольствие от самостоятельно проделанной операции гарантировано.

Устройство перебрасывателя и причины его функциональных сбоев

Перед тем, как настроить задний переключатель скоростей на велосипеде, нелишним будет узнать причины сбоев в работе механизма. Суть неполадок заключается в следующих пунктах:

  • Повреждения троса или отсутствие на нем смазывающего вещества.
  • Нарушение целостности рубашки троса.
  • Изогнутый петух – крепление механизма к раме веломашины.
  • Износ цепи или кассеты со звездочками.
  • Заклинивание роликов цепного натяжителя.
  • Неполадки манетки смены передач на руле.

Винты для регулировки заднего переключателя скоростей Shimano на горном велосипеде: технический минимум

Несмотря на многообразие перебрасывателей параллелограммного типа от японского производителя, их конструкция и принцип работы похожи. В процессе юстировки устройства принимают участие пять элементов:

  • 1 – крепление троса в виде закладного болта с гайкой.
  • 2 – винт для натяжения троса с барабаном.
  • 3 – винт для корректировки натяжения цепи.
  • L – ограничительный винт для юстировки низких передач.
  • H – ограничительный винт для корректировки высоких передач.

Специальные винты L и H, с помощью которых выполняется регулировка заднего переключателя скоростей велосипеда с Shimano Alivio, физически ограничивают перемещение механизма, чем предотвращают соскакивание цепи. На практике ими пользуются в основном только при отладке нового перебрасывателя, впоследствии процедура не нужна.

В случае, когда погнут петух или сам механизм, то корректировка ограничительными винтами может на короткое время решить проблему. Их чувствительность не очень высока, поэтому 1-2 оборота за один раз вполне оправданны.

Методика: как правильно настроить на велосипеде задний переключатель скоростей Шимано?

Процедура ремонта и отладки узлов цепной передачи должна проводиться на чистой веломашине. Обязательно следует поднять заднее колесо, для чего подвешивают раму на крючке или же готовят специальную подставку.

Читайте также:  Виниловый круг на болгарку

Подготовительный процесс

Как сказано выше, грамотную настройку предваряет тщательная очистка. Иногда даже такая процедура способна благотворно повлиять на работоспособность механизмов. Технологические моменты подготовительных работ заключаются в следующем:

  1. Почистить переключатель и кассету звездочек.
  2. Очистить от старой смазки ролики натяжителя.
  3. Вымыть и смазать цепь.

Далее нужно освободить торос, для чего винты натяжения у манетки и на заднем перебрасывателе вкручивают до упора. Тросик из зажимного винта следует вытянуть, но снимать его вовсе не обязательно. Не помешает осмотреть его с целью обнаружения повреждений и при необходимости обработать смазкой.

Как наладить ограничитель высоких передач?

Для юстировки цепь устанавливают в положение высокой передачи, когда задействованы самая малая звезда сзади и большая спереди. Для тех, кто интересуется, как на горном велосипеде настроить задний переключатель скоростей, важно запомнить – суть юстировки заключается в установке задней маленькой звезды в одну линию с роликами натяжителя. Реализация этой задачи осуществляется за счет вращения регулировочного винта H:

  • по часовой стрелке – рамка отклоняется в сторону большой звездочки;
  • против часовой стрелки – рамка смещается к внешней стороне.

Как отрегулировать ограничитель низких передач?

Функционал ограничительного винта L состоит в предотвращении переброса цепи за пределы большой звезды. Неправильная наладка может привести к заклиниванию цепи в промежутке между звездой и спицами или невозможности включения низкой передачи.

Перед процедурой наладки нужно установить цепь так, чтобы она находилась сзади на большой звездочке, а спереди – на маленькой. Винт L максимально выкручивается, чтобы переключатель двигался без ограничений. Цель настройки – выставить ролики натяжителя и большую заднюю звезду в одну плоскость. Задача выполняется при помощи вращения винта L:

  • по часовой стрелке – узел перебрасывателя смещается в сторону малой звездочки;
  • против часовой стрелки – узел перемещается в сторону колеса.

Как отладить натяжение троса?

Технологический процесс прост – достаточно отладить переход между двумя соседними звездами, индексная система смены передач устроена так, что переключение будет отрегулировано на всех звездах кассеты:

  • натянуть трос рукой и зафиксировать его крепежным болтом;
  • окончательная наладка осуществляется вращением пустотелого винта с барабаном (позиция 2 на рисунке), цепь должна легко переходить с одной звезды на другую и обратно при одном нажатии на манетку.

По завершении регулировки заднего переключателя скоростей Shimano на горном велосипеде следует надежно натянуть и закрепить тросик. Важно, чтобы он лег в направляющую канавку. Если работы выполнены правильно, то при вращении педалей цепь работает бесшумно и не соскакивает в сторону.

Настройка натяжителя цепи

Натяжитель представляет собой узел перебрасывателя, который обеспечивает оптимальную жесткость цепной передачи. Чрезмерное натяжение не только затрудняет передвижение цепи, но и изнашивает систему переключения передач. Ослабленное же состояние препятствует четкому переходу.

Отладка узла натяжителя выполняется по схеме:

  • Установить цепь сзади на самую большую звездочку, а спереди – на самую малую.
  • Если при передвижении цепи ролик натяжителя задевает кассету, то нужно закрутить винт натяжения (позиция 3 на рисунке) так, чтобы зазор между ними составлял около 5 мм.
  • Установить цепь сзади на самую маленькую звездочку, а спереди – на самую большую, и повторить операцию, описанную в пункте 2.

Возможные нюансы

Иногда поразительные результаты дает обычная промывка и смазка тросов и их рубашек. Практика показывает, что после этой операции делать переходы становится значительно легче. При обнаружении порванного тросика с частью расплетенных проволочек его следует немедленно заменить. Такая же ситуация с рубашкой, у которой наблюдаются повреждения.

Причиной неожиданных сбоев при перебросе передач могут быть две причины:

  • Вырвало трос из фиксирующего болта механизма.
  • На одном из концов рубашки продавилась заглушка.

Перед тем, как настроить на горном велосипеде задний переключатель скоростей, нужно проверить состояние петуха. Он может погнуться в результате падения или при езде по неровной поверхности. Выпрямлять деталь непосредственно на веломашине категорически нельзя, потому что рамка узла хрупкая, лучше демонтировать погнутый петух и выровнять его на металлической плите.

Также следует обратить внимание на степень изношенности цепной передачи, которая возникает по причине долгой езды на нестандартных комбинациях передач. Ролики натяжителя цепи нуждаются в периодическом обслуживании – их необходимо минимум раз в год очищать и смазывать.

Комментировать
1 048 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector