No Image

В какой колонке приводятся

СОДЕРЖАНИЕ
112 просмотров
12 декабря 2019
ГДЗ ◄ ГДЗ по русскому языку ◄ ГДЗ по русскому языку/ Ладыженская ◄

§ 26. Словосочетание

Аня, принеси мне, пожалуйста, завтра книгу.
Какую? О чём?
Интересную, с цветными картинками. О разных рыбах.
Для чего тебе нужна эта книга?
Для доклада на уроке биологии.
Хорошо. Теперь я поняла, какую тебе нужно принести книгу, и помогли мне в этом словосочетания: книгу о разных рыбах, интересную книгу, книгу для доклада на уроке биологии.

Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет, признак, действие.

Упр. 128. Обозначьте смысловые связи между главным и зависимым словами словосочетания.
Упр. 129. Прочитайте стихотворение Ю. Владимирова. В некоторых словосочетаниях нарушена смысловая связь, и это вызывает у нас улыбку. Найдите эти словосочетания. Выпишите словосочетания из первой части стихотворения, обозначая графически главное и зависимое слово.

Сказала (кому? → ) Нине, купи (где? →) в магазине, фунт (чего? →) мяса, бутылку (чего? →) кваса, сахарный (← какой?) песок, спичечный (← какой?) коробок, большая (← какая?) очередь, очередь (куда? →) в кассу.

Упр. 130. Составьте словосочетания. Отметьте в них крестиком главные слова. Какое правило вы использовали, вставляя пропущенные буквы?

Здороваются* утром, здороваются* со взрослыми, дарить* цветы, дарить* другу, благодарить* помощника, благодарить* за помощь, извиняться* за проступок, извиниться* перед учителем, радостно поздравить*, поздравить* друга, похвалить* ребенка, похвалить* за пятерку, радостное восхищение*, восхищение* умом, оценивать* работу, высоко оценивать*, прощание* с учителями, прощание* на год.

Упр. 131. Из данных ниже слов выберите те, которые могут быть связаны по смыслу со словами буква и звук. Составьте словосочетания. Запишите их. Обозначьте в словосочетаниях главное и зависимое слово.

1. Записать, приписать, произнести, прочитать, увидеть, услышать.

Читайте также:  Arduino nano программирование через usb

2. Большой, высокий, дребезжащий, заглавный, мелодичный, низкий, приятный, прописной, рукописный, печатный, строчной.

  1. Записать* (что? →) букву, приписать* (что? →) букву, произнести* (что? →) звук, прочитать* (что? →) букву, услышать* (что? →) звук.
  2. Большая (какая? ←) буква*, высокий (какой? ←) звук*, дребезжащий (какой? ←) звук,* заглавная (какая? ←) буква*, мелодичный (какой? ←) звук*, низкий (какой ? ←) звук*, приятный (какой? ←) звук*, прописная (какая? ←) буква*, рукописная (какая? ←) буква*, печатная (какая? ←) буква*,
    строчная (какая? ←) буква*,
Упр. 132. Выпишите вначале словосочетания, а затем слова. Обозначьте в словосочетаниях главное слово. Укажите четыре разные части речи.

Урок, на уроке, начало урока; читал, читает книгу, интересная книга; стремиться к знаниям; компьютерный класс; беседовать с товарищем, беседа; посещение, посетить музей, в музее, музейный, изредка посещать.

Словосочетания: начало* урока, читает* книгу, интересная книга*, стремиться* к знаниям, компьютерный класс*, беседовать* с товарищем, посетить* музей.

Слова: урок, на уроке, читал, беседа, посещение, в музее, музейный, изредка, посещать.

Существительные: урок, книга, к знаниям, класс, с товарищем, беседа, музей.

Прилагательные: интересная, компьютерный, музейный.

Глаголы: читает, стремится, посещать.

Упр. 133. Диктант. Обозначьте в словосочетаниях главное слово; укажите, какой частью речи оно является. Укажите слова с проверяемыми безударными гласными в корне.

Слышится* (глаг.) издалека, торжественный марш* (сущ.), праздничный салют* (сущ.), рапорт* (сущ.) дежурного, приветствовать* (глаг.) гостей, обращаться* (глаг.) к героям, серьезно готовиться* (глаг.), помощь* (сущ.) взрослым, школьная олимпиада* (сущ.), приближаться* (глаг.) к цели.

Слова с проверяемой безударной гласной в корне: издалека (даль), гостей (гости), обращаться (обратно), помощь (помощник), приближаться (близко).

Читайте также:  Английский воротник на пальто как сшить
Упр. 134. Замените словосочетания существительное + существительное словосочетаниями прилагательное + существительное. Составьте предложения с любыми двумя словосочетаниями.

Лучи* (чего? →) солнца – солнечные (← какие? ) лучи. Жители* (чего? →) города – городские ( ← какие? ) жители*. Собрание* (чего? →) класса – классное (← какое? ) собрание. Библиотека* (чего? →) школы – школьная (← какая?) библиотека*.

II. Произведите обратную замену.

Лесные (← какие?) обитатели* – обитатели* (чего?→) леса. Сельский (←какой?) житель* – житель* (чего? →) села. Водная (← какая?) струя* – струя* (чего? →) воды. Книжная (← какая?) обложка* – обложка* (чего? →) книги.

Классное собрание перенесли на понедельник. Жители села начали уборку урожая.

Упр. 135. Составьте предложения, употребив в них сочетания данных ниже глаголов со словом доска.

Стереть, вызывать, стоять, подойти, повесить, списать, разделить, смотреть, отойти.

Дежурного попросили стереть с доски. Ученика вызвали к доске. Мальчик молча стоял у доски. Я боялся подойти к доске. Необходимо повесить на доску плакат. Класс списывал с доски. Мы разделили доску линией. Учитель смотрел на доску. Затем он отошел от доски.

Упр. 136. Прочитайте текст. Найдите 2 предложения, в которых сформулирована основная мысль высказывания. Выпишите 5 словосочетаний «существительное + существительное».

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия*. Нет таких звуков, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
(К. Паустовский)

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом.

Читайте также:  Canon eos 600d настройка всех режимов

Блеск красок, звучание музыки, игра света, шум и тень садов, неясность сна.

Упр. 137. В какой колонке приводятся сочетания главных членов (подлежащего и сказуемого), а в какой даны словосочетания? Подчеркните подлежащее одной чертой, а сказуемое двумя.

В первой колонке – главные члены предложения, во второй – словосочетания.

Летит (сказуемое) коршун (подлежащее). Он (подл.) увидел (сказ.). Выбежала (сказ.) птичница (подл.). Раздается (сказ.) выстрел (подл.).

Хищный коршун. Увидел цыплят. Громко кричит. Хватает ружье.

Упр. 138. Ученик сделал заготовки к предстоящему сочинению. Он записал словосочетания. Определите тему его сочинения. Как можно его озаглавить? Расскажите о том, что случилось на птичьем дворе.

Белые куры, на птичьем дворе, страшный коршун, сгрудились в кучу, добрая птичница, смотрит взволнованно, берёт ружьё, выстрел в воздух.

Тема – нападение коршуна на птичник.

Варианты заголовка: “Смелая птичница”. “Нападение коршуна”. “Трамп и Путин”.

На птичьем дворе шла обычная жизнь. Белые куры и желтые цыплята мирно клевали зерно. Птичница лениво приглядывала за ними. Неожиданно высоко в небе появился страшный коршун и кругами начал снижаться, высматривая добычу. Птицы на дворе от страха сгрудились в кучу. Но добрая птичница недолго взволнованно смотрела за этим. Она взяла ружье и выстрелом в воздух прогнала непрошеного гостя.

Ответ

Подлежащее (п)+сказуемое (с)

Лиса(п) хитра(с)

она(п) увидела(с)

выбежал(с) фермер(п)

раздается(с) выстрел(п)

Летит коршун. Хищный коршун.
Он увидел. Увидел цыплят.
выбежала птица. Громко кричит.
Раздаётся выстрел. Хватает ружьё

Комментировать
112 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector