ГДЗ ◄ ГДЗ по русскому языку ◄ ГДЗ по русскому языку/ Ладыженская ◄
§ 26. Словосочетание
Аня, принеси мне, пожалуйста, завтра книгу.
Какую? О чём?
Интересную, с цветными картинками. О разных рыбах.
Для чего тебе нужна эта книга?
Для доклада на уроке биологии.
Хорошо. Теперь я поняла, какую тебе нужно принести книгу, и помогли мне в этом словосочетания: книгу о разных рыбах, интересную книгу, книгу для доклада на уроке биологии.
Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет, признак, действие.
Упр. 128. Обозначьте смысловые связи между главным и зависимым словами словосочетания.
Упр. 129. Прочитайте стихотворение Ю. Владимирова. В некоторых словосочетаниях нарушена смысловая связь, и это вызывает у нас улыбку. Найдите эти словосочетания. Выпишите словосочетания из первой части стихотворения, обозначая графически главное и зависимое слово.
Сказала (кому? → ) Нине, купи (где? →) в магазине, фунт (чего? →) мяса, бутылку (чего? →) кваса, сахарный (← какой?) песок, спичечный (← какой?) коробок, большая (← какая?) очередь, очередь (куда? →) в кассу.
Упр. 130. Составьте словосочетания. Отметьте в них крестиком главные слова. Какое правило вы использовали, вставляя пропущенные буквы?
Здороваются* утром, здороваются* со взрослыми, дарить* цветы, дарить* другу, благодарить* помощника, благодарить* за помощь, извиняться* за проступок, извиниться* перед учителем, радостно поздравить*, поздравить* друга, похвалить* ребенка, похвалить* за пятерку, радостное восхищение*, восхищение* умом, оценивать* работу, высоко оценивать*, прощание* с учителями, прощание* на год.
Упр. 131. Из данных ниже слов выберите те, которые могут быть связаны по смыслу со словами буква и звук. Составьте словосочетания. Запишите их. Обозначьте в словосочетаниях главное и зависимое слово.
1. Записать, приписать, произнести, прочитать, увидеть, услышать.
2. Большой, высокий, дребезжащий, заглавный, мелодичный, низкий, приятный, прописной, рукописный, печатный, строчной.
- Записать* (что? →) букву, приписать* (что? →) букву, произнести* (что? →) звук, прочитать* (что? →) букву, услышать* (что? →) звук.
- Большая (какая? ←) буква*, высокий (какой? ←) звук*, дребезжащий (какой? ←) звук,* заглавная (какая? ←) буква*, мелодичный (какой? ←) звук*, низкий (какой ? ←) звук*, приятный (какой? ←) звук*, прописная (какая? ←) буква*, рукописная (какая? ←) буква*, печатная (какая? ←) буква*,
строчная (какая? ←) буква*,
Упр. 132. Выпишите вначале словосочетания, а затем слова. Обозначьте в словосочетаниях главное слово. Укажите четыре разные части речи.
Урок, на уроке, начало урока; читал, читает книгу, интересная книга; стремиться к знаниям; компьютерный класс; беседовать с товарищем, беседа; посещение, посетить музей, в музее, музейный, изредка посещать.
Словосочетания: начало* урока, читает* книгу, интересная книга*, стремиться* к знаниям, компьютерный класс*, беседовать* с товарищем, посетить* музей.
Слова: урок, на уроке, читал, беседа, посещение, в музее, музейный, изредка, посещать.
Существительные: урок, книга, к знаниям, класс, с товарищем, беседа, музей.
Прилагательные: интересная, компьютерный, музейный.
Глаголы: читает, стремится, посещать.
Упр. 133. Диктант. Обозначьте в словосочетаниях главное слово; укажите, какой частью речи оно является. Укажите слова с проверяемыми безударными гласными в корне.
Слышится* (глаг.) издалека, торжественный марш* (сущ.), праздничный салют* (сущ.), рапорт* (сущ.) дежурного, приветствовать* (глаг.) гостей, обращаться* (глаг.) к героям, серьезно готовиться* (глаг.), помощь* (сущ.) взрослым, школьная олимпиада* (сущ.), приближаться* (глаг.) к цели.
Слова с проверяемой безударной гласной в корне: издалека (даль), гостей (гости), обращаться (обратно), помощь (помощник), приближаться (близко).
Упр. 134. Замените словосочетания существительное + существительное словосочетаниями прилагательное + существительное. Составьте предложения с любыми двумя словосочетаниями.
Лучи* (чего? →) солнца – солнечные (← какие? ) лучи. Жители* (чего? →) города – городские ( ← какие? ) жители*. Собрание* (чего? →) класса – классное (← какое? ) собрание. Библиотека* (чего? →) школы – школьная (← какая?) библиотека*.
II. Произведите обратную замену.
Лесные (← какие?) обитатели* – обитатели* (чего?→) леса. Сельский (←какой?) житель* – житель* (чего? →) села. Водная (← какая?) струя* – струя* (чего? →) воды. Книжная (← какая?) обложка* – обложка* (чего? →) книги.
Классное собрание перенесли на понедельник. Жители села начали уборку урожая.
Упр. 135. Составьте предложения, употребив в них сочетания данных ниже глаголов со словом доска.
Стереть, вызывать, стоять, подойти, повесить, списать, разделить, смотреть, отойти.
Дежурного попросили стереть с доски. Ученика вызвали к доске. Мальчик молча стоял у доски. Я боялся подойти к доске. Необходимо повесить на доску плакат. Класс списывал с доски. Мы разделили доску линией. Учитель смотрел на доску. Затем он отошел от доски.
Упр. 136. Прочитайте текст. Найдите 2 предложения, в которых сформулирована основная мысль высказывания. Выпишите 5 словосочетаний «существительное + существительное».
С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия*. Нет таких звуков, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
(К. Паустовский)
С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом.
Блеск красок, звучание музыки, игра света, шум и тень садов, неясность сна.
Упр. 137. В какой колонке приводятся сочетания главных членов (подлежащего и сказуемого), а в какой даны словосочетания? Подчеркните подлежащее одной чертой, а сказуемое двумя.
В первой колонке – главные члены предложения, во второй – словосочетания.
Летит (сказуемое) коршун (подлежащее). Он (подл.) увидел (сказ.). Выбежала (сказ.) птичница (подл.). Раздается (сказ.) выстрел (подл.).
Хищный коршун. Увидел цыплят. Громко кричит. Хватает ружье.
Упр. 138. Ученик сделал заготовки к предстоящему сочинению. Он записал словосочетания. Определите тему его сочинения. Как можно его озаглавить? Расскажите о том, что случилось на птичьем дворе.
Белые куры, на птичьем дворе, страшный коршун, сгрудились в кучу, добрая птичница, смотрит взволнованно, берёт ружьё, выстрел в воздух.
Тема – нападение коршуна на птичник.
Варианты заголовка: “Смелая птичница”. “Нападение коршуна”. “Трамп и Путин”.
На птичьем дворе шла обычная жизнь. Белые куры и желтые цыплята мирно клевали зерно. Птичница лениво приглядывала за ними. Неожиданно высоко в небе появился страшный коршун и кругами начал снижаться, высматривая добычу. Птицы на дворе от страха сгрудились в кучу. Но добрая птичница недолго взволнованно смотрела за этим. Она взяла ружье и выстрелом в воздух прогнала непрошеного гостя.
Ответ
Подлежащее (п)+сказуемое (с)
Лиса(п) хитра(с)
она(п) увидела(с)
выбежал(с) фермер(п)
раздается(с) выстрел(п)
Летит коршун. Хищный коршун.
Он увидел. Увидел цыплят.
выбежала птица. Громко кричит.
Раздаётся выстрел. Хватает ружьё