No Image

Вертикальная планировка и инженерная подготовка территории

СОДЕРЖАНИЕ
144 просмотров
12 декабря 2019

Установлено, что подготовка указанной схемы является обязательной в 3 случаях:

— если проект планировки территории предусматривает размещение объектов капитального строительства, не являющихся линейными объектами, автомобильных дорог общего пользования, проездов, железнодорожных линий, выделение элементов улично-дорожной сети, при условии размещения таких элементов на территории с рельефом, имеющим уклон более 8 процентов (применительно к территории, в отношении которой подготавливается проект планировки);

— если проект планировки территории предусматривает размещение автомобильных дорог общего пользования, проездов, железнодорожных линий, выделение элементов улично-дорожной сети, при условии размещения таких объектов и (или) выделения таких элементов на территории с рельефом, имеющим уклон равный 8 и менее процентов (в отношении территории, предназначенной для размещения автомобильной дороги общего пользования, проездов, железнодорожных линий, и (или) в отношении территории, на которой выделяются элементы улично-дорожной сети);

— если проект планировки территории предусматривает размещение объектов капитального строительства, не являющихся линейными объектами, автомобильных дорог общего пользования, проездов, железнодорожных линий, выделение элементов улично-дорожной сети в районах развития опасных геологических и инженерно-геологических процессов.

Кроме того, Приказом регламентируются требования к масштабу изображения объектов на схеме вертикальной разметки, перечень объектов, подлежащих отображению на схеме, требования к изображению отдельных элементов на схеме и иные требования к схеме вертикальной разметки.

Вертикальной планировкой участка называют комплекс инженерных мероприятий, направленных на искусственное преобразование, изменение и улучшение имеющегося рельефа местности для достижения градостроительных целей путем подсыпки грунта или его срезки. Ее выполняют в том случае, если имеющийся рельеф строительной площади не отвечает требованиям горизонтальной планировки.

Ключевой целью вертикальной планировки является формирование спланированных поверхностей, которые отвечают требованиям инженерного благоустройства и застройки территорий. С ее помощью создаются условия для возведения различных объектов капстроительства, размещения инженерных коммуникаций, прокладки улиц и т. д.

Основные этапы

Вертикальная планировка стройплощадки выступает одной из стадий подготовки территории под будущую застройку. Это начальная часть выполнения строительного плана.

Процесс проведения вертикальной планировки территории условно разделяется на следующие этапы:

  1. Снятие плодородного слоя грунта и его последующее перемещение за пределы участка. Необходимо максимально сохранять естественный рельеф местности. Приоритетным должен быть тот вариант изменения территории, который требует наименьшего объема земельных работ. Где это возможно, должен оставаться нетронутым плодородный слой грунта. При невозможности сохранения растительного слоя почвы его снимают и временно убирают со строительной площадки, чтобы в дальнейшем использовать при благоустройстве территории и организации рельефа.
  2. Процедуры разработки земляных масс. Выполняются путем срезки насыпей с их дальнейшим перемещением в имеющиеся на участке выемки.
  3. Подсыпка насыпи с последующим разравниванием грунта и его уплотнением.
  4. Финальная планировка участка (откосов и площадей) в выемках и насыпях.

План и методы создания проекта вертикальной планировки

Проекты вертикальной планировки участков создают на основе проектов горизонтальной планировки. Метод их разработки выбирают с учетом особенностей рельефа местности, а также стадии готовности плана размещения капитальных объектов и инженерной инфраструктуры. Вне зависимости от метода суть работы всегда заключается в определении высотных проектных отметок поверхности, расчете уклонов для движения транспорта и пешеходов и поверхностного водостока, подсчете объема земляных работ.

  • Метод проектных отметок . Этот вариант используется на подготовительных этапах разработки проектной документации высотного решения уличной сети, территории отдельного района или целого населенного пункта и при создании детальной го плана участка. Метод позволяет определить уклон, превышения, высотное положение разрабатываемого рельефа земельного участка. Создание схемы планировки заключается в определении и внесении в технологическую карту отметок в местах входа на участок, по границам объекта, на пересечениях дорожных осей, осей аллей, проездов, дорожек и в местах перегиба на данных осях, в углах площадок и в точках соприкосновения дорожки и площадки, в центрах площадок, в местах, находящихся на оси конца и начала дорожек, в местах характерных изгибов дорожек, в углах перекрестков дорог, а также на характерных участках по всей разрабатываемой территории.
  • Метод проектных (поперечных/продольных) профилей . Применяется при работе над планом земельного участка под строительство различных линейных сооружений. К ним относятся железные и автомобильные дороги, трамвайные пути, подземные инженерные сети и т. д. Также эта схема вертикальной планировки подходит для планирования отдельных зон территории. Суть метода заключается в создании продольного профиля улицы или участка с последующим построением поперечных профилей с шагом 20, 40 либо 100 м. Профилями здесь называют условные размеры проектируемой и существующей поверхностей в определенных сечениях.
  • Метод проектных (красных) горизонталей . Используется при создании детальных проектов вертикальной планировки улиц, промышленных площадок, площадей, территорий микрорайонов, зеленых насаждений и аналогичных объектов. Суть метода следующий: на план с геодезической подосновой, где изображен имеющийся рельеф и все планируемые проектные решения (сооружения, здания и т. д.) накладываются горизонтали, которые показывают проектный рельеф как прямые параллельные линии.
Читайте также:  Адаптер на мотоблок своими руками видео

Помимо вышеперечисленных методов также применяются метод нулевой линии и сочетающий в себе разные способы планировки территорий комбинированный метод. Если проект сложный, могут использовать графоаналитические методы. Они дают возможность провести планировку с подсчетом объемов земляных работ при помощи компьютерного оборудования.

Какие проблемы решает вертикальная планировка?

Разработка плана позволяет:

  • организовать сток поверхностных ливневых, талых, дождевых и прочих вод с территории;
  • обеспечить безопасный для движения транспортных средств и пешеходов уклон улиц, перекрестков, площадей;
  • создать условия, необходимые для прокладки на земельном участке подземных инженерных сетей и возведений зданий, сооружений и прочих капитальных объектов;
  • организовать рельеф таким образом, чтобы свести к минимуму негативные последствия различных неблагоприятных физико-геологических факторов: подтопления территорий грунтовыми водами, образования оврагов, затоплений после ливневых дождей и т. д.;
  • придать рельефу местности максимальную архитектурную выразительность;
  • при необходимости создать искусственный рельеф;
  • решить задачи по подготовке городских территорий к постройке уникальных и/или крупных плоскостных объектов, например, аэродромов, спортивных центров и т. д.

Геодезические работы по вертикальной планировке участка

Работы над проектом геодезии выполняют специалисты проектных организаций.

Выделяют 2 основных вида проектирования:

  • Разработка проекта горизонтальной территории без изменения баланса земляных масс.
  • Разработка проекта наклонных площадок.

Балансом земляных масс называют условие, подразумевающее максимальное приближение к нулю разности между объемами подсыпки и срезки грунта. Если полученный при разработке выемок объем почвы без остатка укладывается в возводимую на строительной площадке насыпь, то баланс признается равным нулю. Этот вариант считается оптимальным, так как при нем не требуется включать в смету дополнительные средства на разработку земляных масс, их транспортировку, погрузочно-разгрузочные работы.

При разработке проекта за базу берут имеющуюся топографическую поверхность земельного участка. Самой распространенной и простой является методика, при которой выполняется нивелировка (геодезическая съемка) территории застройки по сетке квадратов. Длина стороны квадрата в этом случает должна быть в диапазоне между 10 и 100 метрами. Точки вершин квадратов на местности отмечаются с помощью колышков. Основываясь на данных топографической съемки отметок вершин квадратов, вычисляют проектную отметку планируемой (горизонтальной) строительной площадки. После этого выполняют расчет рабочих отметок в точках пересечений квадратов (плюсовой показатель – подсыпать, минусовой – срезать), а также расчет расположения точек и линий нулевых работ. Затем рассчитываются объемы земляных масс и определяется их картограмма.

При организации проектирования наклонных площадок используется похожая методика. Вертикальную планировку участка проводят уже с учетом заданного проектной документацией уклона.

Необходимо грамотное проведение вертикальной планировки территории ? Обращайтесь в компанию «Аркос», которая более 20-ти лет занимается строительными работами и проектированием объектов любой сложности. Телефон для связи со специалистами – +7(495)782-01-45.

Читайте также:  Замена лампочки ближнего света опель астра h

Инженерная подготовка территорий – это комплекс инженерно подготовительных работ, основу которых составляют приемы и методы изменения и улучшения физических свойств территории или ее защиты от неблагоприятных физико-геологических воздействий, по созданию условий для проведения основных работ по благоустройству, связанных с улучшением функциональных и эстетических качеств уже инженерно-подготовленных территорий.

Состав и содержание инженерных работ различно в зависимости от размеров объекта его значимости, выполняемых функций.

Инженерное благоустройство территории – это комплекс мероприятий, призванный создать благоприятные условия для жизни и деятельности населения, нормальной и бесперебойной работы промышленных предприятий, коммунально-складских зон, транспорта.

Ниже приведѐн комплекс мероприятий инженерной подготовки территорий, направленных на обеспечение пригодности территорий для градостроительства и их защиты от неблагоприятных явлений:

— общие мероприятия – мероприятия, связанные с вертикальной планировкой городских территорий и организацией поверхностных вод (дождевых и талых). Данные мероприятия являются обязательными на территориях с различными природными условиями;

— специальные мероприятия – защита от подтопления подземными водами, защита территории от затопления, инженерная подготовка заболоченных и овражных территорий, инженерная подготовка территорий с вечномерзлым грунтом, подготовка территории с оползнями, рекультивация нарушенных территорий;

— мероприятия особого назначения – мероприятия, связанные с инженерной подготовкой территорий с карстами, защита городских территорий от селей, подготовка территорий в районах, подверженных сейсмическим явлениям.

5 Проект вертикальной планировки

Вертикальная планировка объекта проецируется на основании предварительно разработанного генерального плана объекта, согласно исходных данных. При этом разработка планировочного решения и пространственного размещения, открытых и закрытых участков, площадей, площадок, трассировка дорог и дорожек осуществляется с учетом существующего рельефа. Все планировочные элементы — дороги, проезды, дорожки, тропы, площадки различного функционального назначения размещают и проектируют в соответствии с существующими требованиями к их поверхности: удобства передвижения пешеходов и пребывания на площадках с целью пассивного и активного отдыха, обеспечения отвода поверхностных вод.

В зависимости от особенности существующего рельефа и стадий разработки проекта, вертикальная планировка выполняется разными методами — проектных (красных) отметок; продольных и поперечных профилей; проектных красных горизонталей, графоаналитическим. Эти методы используют как самостоятельно, так и в сочетании друг с другом.

Вертикальная планировка разрабатывается в одну или две стадии. Одностадийный проект разрабатывается обычно при проектировании несложных и небольших по площади объектов.

Для объектов занимающих значительную территорию, таких как жилые районы, парки, и др., проектирование вертикальной планировки осуществляют в две стадии:

первая — схема вертикальной планировки объекта,

вторая (рабочая) — проект вертикальной планировки в красных горизонталях, включающий — картограмму земляных работ.

При разработке схемы вертикальной планировки решается общее высотное расположение всех планировочных элементов, включая основные узлы.

Проект вертикальной планировки в красных горизонталях, предполагает более детальную проработку организации рельефа для отдельных элементов города: улиц, площадей, микрорайонов, зеленых массивов и т. д.

Проектирование схемы вертикальной планировкигородской территории осуществляется для принципиальной увязки структурных элементов генерального плана с рельефом местности, с реками, ручьями и другими водостоками, с улично-дорожной системой, железнодорожными линиями, мостами и др. путепроводами, с дамбами и прочими инженерными сооружениями.

Проектирование схемы вертикальной планировки является первым этапом высотного решения территории города при разработке технико-экономического обоснования или генерального плана города. Разработка схемы осуществляется методом проектных (красных) отметок по отдельным планировочным элементам — дорогам, дорожкам, площадкам.

Сущность этого метода заключается в том, что на схеме генплана, выполненной на геодезической подоснове с существующими горизонталями или отметками, наносят проектные отметки, характеризующие планируемый рельеф и определяют организацию поверхностного стока дождевых и талых вод. Этот метод дает возможность определить превышение, уклон и высотное положение проектируемого рельефа. Для определения этих характеристик используют черные отметки, красные отметки и рабочие отметки.

Читайте также:  Зеркало напольное в полный рост на колесиках

Черные отметкисоответствуют отметкам существующего рельефа.

Красные или проектные отметки— отметки преобразованного рельефа.

Рабочие отметки– разница между проектной красной отметкой и черной отметкой существующего рельефа

Черные отметки определяют на топографическом плане в соответствующих характерных точках:

· по границам объекта (красным линиям),

· в точках входов и въездов на территорию,

· в угловых точках и точках пересечения осей на перекрестках дорог и пересечениях дорожек,

· в точках перелома продольного рельефа (изменения уклонов) по осям или боковым сторонам проездов, дорог, дорожек и аллей,

· в точках характерных изгибов дорожек на их осях или боковых сторонах,

· в центрах площадок в форме круга, овала, прямоугольника и др. геометрических форм, или в угловых точках площадок и в точках сопряжения площадки и дорожки;

Все указанные черные отметки на чертеже схемы организации рельефа нумеруются и наносятся снизу вынесенной черты, в каждой характерной точке.

Черные отметки в намечаемых характерных точках определяются методом интерполяции.

Нахождение отметки на поверхности.Если черная оценка лежит на черной горизонтали, то ее значение соответствует отметке этой горизонтали. Отметка точки, лежащей между черными горизонталями, определяются по формуле:

Нв— оценка ниже лежащей горизонтали;

На— оценка выше лежащей горизонтали;

L— расстояние между горизонталями (заложение);

l-расстояние от искомой точки до ниже лежащей горизонтали.

Расстояния между точками принимают по плану в соответствии с масштабом.

Для решения этой задачи графическим способом из точек А и В в противоположных направлениях восстанавливают перпендикуляры, на которых в произвольном масштабе откладывают превышения точек На и Нб относительно Нх. Искомая точка лежит на пересечении линии На Нб с отрезком, который проходит через концы перпендикуляров (рис. 2).

Уклон поверхности между двумя точками равен отношению разности отметок этих точек к горизонтальному расстоянию между ними:

Полученную величину обычно округляют до тысячных долей.

Направление продольного уклона улицы показывают при помощи стрелки вдоль улиц и проездов от более высоких отметок до низких. Значение продольного уклона улицы проставляют над стрелкой, а расстояние, между точками, ограничивающие участок улицы с этим уклоном под ней. Затем проверяют соответствие фактического продольного уклона нормативному, на всех элементах улично-дорожной и дорожно-тропиночной сети. Если полученный продольный уклон соответствует допустимым значениям, он округляется до тысячных долей (в промилле) и принимается за проектный. Если существующий уклон не соответствует нормативным требованиям, то при определении проектных (красных) отметок его корректируют и назначают проектный уклон, который наносят на чертеже над выносной стрелкой (рис. 3).

Красные отметкинаносят на чертеже схемы организации рельефа, в соответствующих характерных точках, сверху выносной линии над черной отметкой. При этом красные отметки следует назначать с таким расчетом, чтобы рабочие отметки, по возможности, не превышали ± 0,5 м.

Для улично-дорожной сети города характер поперечных профилей и максимальный продольный уклон проектируют в соответствии с расчетными параметрами улиц и дорог. Проектные продольные и поперечные уклоны для элементов дорожно-тропиночной сети парков устанавливаются в соответствии с допустимыми уклонами в зависимости от типа планировочного элемента.

Для асфальтовых и цементных покрытий минимальные поперечные уклоны — 15-25 °/оо. На равнинных участках (менее 4 °/оо) при прокладке улиц и дорог их проезжие части проектируются по лотку путем построения пилообразного продольного профиля, с размещением в пониженных местах дождеприемных колодцев водосточной сети, (рис. 4).

Рассчитанные уклоны сравниваются с допустимыми уклонами в соответствии с установленными нормами (Табл. 2). В случае несоответствия рассчитанных значений уклонов нормативным, необходимо их корректировка путем изменения отметок в опорных точках (увеличение или уменьшение).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Комментировать
144 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector