Устройство зарядно-восстановительное УЗВ1 предназначено для заряда и восстановления работоспособности кислотных свинцовых 12-вольтовых батарей, частично или полностью утраченной в результате сульфатации и окисления электродов, а также их тренировки проведением циклов заряд-разряд с целью увеличения ресурса, срока службы и сохраняемости.
Устройство допускается использовать как источник переменого тока напряжением 36 В частотой 50 Гц.
Перед началом эксплуатации устройства необходимо внимательно изучитъ настоящий паспорт, а также правила по уходу и эксплуатации аккумуляторных батарей.
Технические характеристики
- Ток заряда «НОРМА», не более:
- средний 3,0 А;
- импульсный положительный 8,2 А;
- импульсный отрицательный 0,3 А;
- длительность импульсов 20 мс.
- Ток разряда, не более минус 8,0 А;
- Допустимый ток нагрузки на выводах 36 В 50 Гц, не более 2,5 А;
- Напряжение питания частотой 50 Гц 220 В при токе не более 1,0 А; или 36 В при токе не более 3,0 А.
Устройство нормально работает:
- в диапазоне температур от — 10 до + 40 °С;
- при относительной влажности воздуха от 60 до 98 %;
- при атмосферном давлении от 86 до 106 кПа.
На лицевой панели расположены:
- тумблер включения сети;
- индикатор включения сети;
- индикатор заряда;
- индикатор разряда;
- ручка для переноса;
- шнур подачи сетевого напряжения с вилкой;
- зажимы для подключения аккумулятора;
- тумблер изменения тока заряда;
- клемма заземления;
- вставка плавкая 1 А;
- перемычка;
- розетка подключения нагрузки 36 В;
- вставка плавкая 3 А:
- шильдик.
Особенностью и существенным отличием устройства УЗВ1 от других предлагаемых зарядных устройств является возможность:
- зарядки;
- восстановления;
- тренировки кислотных свинцовых 12-вольтовых батарей.
Методика восстановления аккумуляторов защищена авторским свидетельством № 1677750.
Рис. 1. Внешний вид устройства зарядного-восстановительного "УЗВ1".
Устройство и принцип работы
Принципиальная электрическая схема устройства приведена на рис. 2.
Работа устройства основана на формировании зарядного тока в виде асимметричных импульсов равной длительности с расчетным отношением амплитуд зарядного (прямого) и разрядного (обратного) тока. Это осуществляется с помощью трансформатора и цепей: VD1, R2 — R7 — для амплитуды зарядного (прямого) тока при положительном полупериоде напряжения на выводах обмотки трансформатора, и R1 -R7 — для амплитуды разрядного (обратного) тока при отрицательном полупериоде напряжения на выводах трансформатора.
Индикация режимов работы устройства осуществляется с помощью индикаторов VD5 — VD7. Индикатор VD7 показывает подключение устройства к сети переменного тока. Индикаторы VD5 заряда и VD6 разряда показывают проведение заряда или разряда аккумуляторной батареи.
Работают они в режиме изменяющейся интенсивности свечения в зависимости от величины зарядного или разрядного тока. В конце заряда или разряда возможно отключение индикаторов или их работа в «тлеющем режиме».
Устройство может работать при питании напряжением 220 В или 36 В переменного тока частотой 50 Гц. При этом тумблер S1 должен быть установлен в положение «220 В» или «36 В» соответственно. В конструкции УЗВ1 введена защитная планка, предотвращающая случайное переключение режимов работы «36 В» и «220 В».
Перед подключением аккумуляторной батареи на подзарядку проверьте уровень электролита и его плотность в соответствии с инструкцией по эксплуатации батареи.
Подключение устройства к сети осуществляется с помощью шнура армированного с вилкой Х2.
Аккумуляторная батарея подсоединяется к устройству с помощью зажимов Х3 и Х4 с проводами. При работе от сети 220 В предусмотрена возможность ступенчатого изменения зарядного тока с помощью тумблера SA2.
В устройстве предусмотрена возможность проведения разряда аккумуляторной батареи на резисторы R2 — R7. Для этого при отключенном от сети устройстве необходимо установить перемычку Х5. Это позволяет произвести качественную оценку работоспособности аккумуляторной батареи, а также её тренировку после восстановления путем проведения циклов заряд-разряд.
При проведении заряда перемычка Х5 «РАЗРЯД» должна быть отключена.
Режим заряда «НОРМА» рекомендуется применять в летнее время, режим «БОЛЬШЕ» — при отрицательных температурах наружного воздуха или при повышенной сульфатации и окислении электродов.
Указания по мерам безопасности
Категорически запрещается подключать устройство к электросети, не убедившись, что тумблер SA1 находится в положении, соответствующем напряжению электросети (220 или 36 В).
Подключение устройства к электросети переменного тока осуществляется с помощью шнура питания, входящего в комплект поставки.
Перед заменой вставки плавкой необходимо отключить вилку шнура питания от электросети. Запрещается использовать самодельные вставки плавкие.
Подключение к устройству аккумуляторной батареи и нагрузок переменного тока осуществляйте при отключенной от электросети вилке шнура питания.
При работе устройства клемма «_|_» должна быть заземлена.
Рис. 2. Принципиальная схема устройства зарядно-восстановительного УЗВ1.
Указания по эксплуатации
Заряд и проверку плотности электролита аккумуляторной батареи производите в соответствии с указаниями на заряд в техническом описании конкретного типа батареи и согласно правилам по уходу и эксплуатации аккумуляторных батарей. При этом следует помнить, что устройство работает в режиме источника с постоянным напряжением.
Зарядный ток по мере зарядки аккумуляторной батареи уменьшается. Рекомендуемое время заряда при разряженной аккумуляторной батарее 12 ± 1 час, при подзарядке 2 — 3 часа. Окончание заряда батареи может быть практически определено по признакам:
- напряжение на батарее достигает 13,5-14,5 В;
- происходит газовыделение.
Выход из строя (перегорание) вставки плавкой F1 в режиме заряда характеризует наличие короткого замыкания в аккумуляторной батарее. Дальнейшему заряду, до проведения соответствующих ремонтных работ, аккумуляторная батарея нс подлежит.
Заряд аккумуляторной батареи производите при отключённых перемычке Х5 «РАЗРЯД» и нагрузке переменного тока.
Разряд аккумуляторной батареи производите при отключенной электросети переменного тока и подключенной перемычке «РАЗРЯД». Сопротивление нагрузки при разряде в устройстве равно 1,7 Ом. В процессе разряда необходимо контролировать напряжение на клеммах аккумуляторной батареи. Разряд следует прекратить при снижении напряжения аккумуляторной батареи до 10,5 В.
Циклы заряд-разряд проводите для проверки и восстановления работоспособности батареи, а также её тренировки с целью увеличения ресурса, срока службы и сохраняемости. Цикл состоит из полного заряда и разряда батареи. Количество циклов зависит от состояния аккумуляторной батареи и может быть от 1 до 3.
Подключение нагрузки к источнику переменного тока с напряжением 36 В частотой 50 Гц (розетка X1) производите при отключенных аккумуляторной батарее и перемычке «РАЗРЯД».
Табл. 1. Перечень элементов к принципиальной схеме прибора УЗВ1.
Позиционное обозначение | Наименование элемента и тип | Кол-во | Примечания |
R1 | Резисторы С5-35В-10 — 220 Ом + 10 % | 1 | |
R2 — R7 | С5-35В-25 — 10 Ом ± 10 % | 6 | |
R8 | С2-ЗЗН-0.25 — 7,5 кОм + 10 % | 1 | |
R9 | С2-ЗЗН-0Д5 — 15 кОм± 10 % | 1 | |
R10 | С2-ЗЗН-0,25 — 3,9 кОм ± 10 % | 1 | |
R11 — R13 | С2-ЗЗН-0,25 — 2,0 кОм + 10 % | 3 | |
VD1 | Диоды КД2997А (КД213А) | 1 | |
VD2-VD4 | КД105Б | 3 | |
VD5, VD6 | Индикаторы АЛ307БМ | 2 | |
VD7 | АЛ307ГМ | 1 | |
SA1, SA2 | Тумблеры ТЗ ВР0.360.007 ТУ | 2 | |
F1, F2 | Предохранители ВП1-1 3 А 250 В | 2 | |
F3 | ВП1-1 1 А 250 В | 1 |
Табл. 2. Данные трансформатора прибора УЗВ1.
№ обмотки | № выводов | Количество витков | Диаметр провода, мм | Напряжение, В |
I | 1-3 | 960 | 0,5 | 220 |
Г | 4 | 98 | 0,5 | — |
II | 5-6 | 160 | 1.12 | 36 |
III | 7-8 | 125 | 1,60 | 27,5 |
Источник: Ходасевич А. Г, Ходасевич Т. И., Зарядные и пуско-зарядные устройства, Выпуск 2.
Всем привет, в этой статье поговорим о том, как собрать устройство для зарядки автомобильного аккумулятора реверсивным, ассиметричным током на полевых транзисторах.
Что такое зарядка АКБ реверсивным током, подробно останавливаться не буду, так как этой информации полно в инете. Для данного устройства было перепробовано много различных схем, большинство из них или не работало вообще, или работа остальных, тем или иным способом не устраивала по параметрам.
Поэтому пришлось начинать с нуля и сделать надёжную, работающую схему, что в конце концов и получилось. Вот так выглядит схема для зарядки аккумуляторов реверсивным током.Данная схема очень элементарна, очень надёжна и очень проста в повторении. Что мы видим на этой схеме, два 555-ых таймера включенных здесь в качестве генераторов импульсов. Каждая микросхема управляет своим полевым ключом.
Соответственно один мосфет отвечает за зарядку аккумулятора, второй мосфет за разрядку. Сначала давайте рассмотрим узел, который отвечает у нас за разрядку аккумулятора.555-ый таймер (№2) здесь настроен на частоту около 1Кгц с коэффициентом заполнения около 85%. Питание данной схемы осуществляется непосредственно от самого аккумулятора, именно поэтому в данной схеме очень важно использовать полевые транзисторы. Потому что в них присутствует, так называемый обратный диод, благодаря этому диоду и возможна работа данной схемы.
Вторая микросхема (№1) отвечает за зарядку аккумулятора, соответственно от того, как вы подберёте частота-задающую обвязку данной микросхемы и будет, в конечном итоге, зависеть время заряда и время разряда вашего аккумулятора.
Значит как же эта схема работает в целом…
Как только на выход нашего устройства мы подключаем какой-либо АКБ, соответственно у нас запускается микросхема №2 и начинает на своём выходе генерировать прямоугольные импульсы, в следствии чего у нас открывается транзистор VT2, который в свою очередь разряжает наш аккумулятор на какую-либо нагрузку, в моём случаи это автомобильная лампа на 21 ватт.
Микросхема под №1 у нас не запускается, так как на выходе нашего устройства стоит диод VD1 (сдвоенный диод-шоттки). На вход нашего устройства мы подключаем какой-либо источник питания, будь то зарядное устройство или какой-нибудь блок питания, соответственно у нас запускается микросхема под №1 и начинает также на своём выходе вырабатывать прямоугольные импульсы с той частотой с которой вы ей задали с помощью частота-задающей обвязки.И как только на выходе №1 микросхемы появляется высокий уровень у нас открываются транзисторы VT1 и VT3. Ну и как видно из схемы транзистор VT1 у нас закорачивает 5 вывод микросхемы №2 на землю, тем самым останавливая генерацию прямоугольных импульсов и запирая транзистор VT2, тем самым прекращая разрядку нашего аккумулятора.
И в то же время открытый транзистор VT3 соединяет наш аккумулятор с нашим источником питания, тем самым обеспечивая его зарядку.
Ну и соответственно, как только с выхода микросхемы №1 высокий уровень исчезает два транзистора VT1 и VT3 закрываются, тем самым разъединяя наше зарядное устройство от нашего аккумулятора и в то же время рассоединяя 5 вывод микросхемы №2 с землёй, тем самым восстанавливая генерацию прямоугольных импульсов на выходе.
По деталям…
Обе микросхемы питаются через 12-ти вольтовые стабилизаторы 7812.
Время заряда и время разряда АКБ можно регулировать изменяя номиналы резисторов R2,R3,R4 и частота-задающего конденсатора С3.
Плата получилась довольно компактная, мосфеты и диод установил на небольшой радиатор.
Хотя они работают в ключевом режиме и нагрев минимальный.
Клемники поставил для подключения разрядной лампы и аккумулятора.Вот подключил, загорелась лампочка, то есть пошла разрядка аккумулятора.Цикл разряда и цикл зарядаПоворачивая бегунок подстроечного резистора можно менять скорость заряда и разряда данной схемы.Данную платку можно разместить непосредственно в корпусе зарядного устройства, тем самым добавив ему очень полезную функцию десульфатации.
Печатку в формате .lay можно скачать здесь.
Для восстановления и тренировки аккумуляторных батарей лучше всего задавать импульсный ток заряда на уровне 5 А. При этом разрядный ток составит около 0,5 А. Он в первую очередь определен номиналом сопротивления резистора R4. Схема построена так, что заряд АКБ происходит токовыми импульсами в течение одной половины периода сетевого напряжения, в тот момент, когда напряжение на выходе устройства превысит уровень потенциала на аккумуляторе. В течение другого полупериода диоды VD1, VD2 заперты и батарея разряжается через сопротивление нагрузки R4. Значение тока заряда настраивается переменным резистором R2 по аналоговому амперметру. Учитывая, что во время заряда часть тока идет и через сопротивление R4 (10%), то показания амперметра должны быть 1,8 А (для импульсного зарядного тока в районе 5 А), так как аналоговый амперметр показывает среднее значение тока за период времени, а заряд происходит в течение половины периода. В схеме имеется защита батареи от неконтролируемого разряда в случае случайного пропадания сетевого напряжения. В этом варианте развития события, реле К1 своими контактами разорвет цепь подсоединения аккумуляторной батареи. Реле К1 взял старое советское типа РПУ-0 с рабочим напряжением обмотки на 24 В, последовательно с обмоткой включил ограничительное сопротивление. Для этой схемы подойдет практически любой трансформатор мощностью не ниже 150 Вт с напряжением во вторичной обмотке примерно 22-25 В. |