В журнале "Радио Любитель" 2011 №7 размещены следующие статьи:
- Микроконтроллерный программируемый таймер-терморегулятор МПТТ-1. Продолжение.
- Термостабилизатор для бытового инкубатора.
- Схема управления лифтом.
- ЗДДУ-21 век (зарядно-диагностическое десульфатационное устройство).
- Запуск одной кнопкой. Убийца торрента.
- Охранная система.
- Стабилизатор с малым выходным напряжением.
- Собираем сами FM радиоприемник – радиоконструктор – раскраска ЧУДО КИТ ЕК-001Р.
- USB инфракрасный приемник МР708N.
- Акустический дозатор освещения – 2.
- "Электронная техника. Начало."
- Антенна T2FD на радиостанции US5NGH.
- Как за неделю стать телефонным оператором: знакомство с IP-ATC Asterisk.
- Многоголосный ЭМИ из неликвидов.
- Полупроводниковые магнитоуправляемые интегральные схемы СССР. Серия К1116КП. Справочные данные.
Скачать журнал "Радио Любитель" 2011 №7 можно здесь…
Кратко опишу процессы, происходящие в аккумуляторах при разряде и заряде новым методом, который не понятен многим инженерам и отрицаем ими.
ЗДДУ-21 век (зарядно-диагностическое десульфатационное устройство)
1) Процессы, происходящие при заряде и разряде.
Коротко рассмотрим процессы, происходящие при заряде и разряде в автомобильных свинцовых аккумуляторах САБ): при полном заряде, или новая АБ. Положительная пластина состоит из окиси свинца, находящейся на решетке из сплава свинца стойкого к электрохимическим процессам или из окиси свинца, полученного при перезаряде губчатого свинца отрицательная — из губчатого свинца.
При разряде окись свинца (положительная пластина) превращается в губчатый свинец . А губчатый свинец отрицательчых пластин превращается в сернистокислый свинец (падает плотность электролита), и если его сразу не превращать в губчатый, он превращается в сульфат свинца который предыдущими методами заряда трудно превратить в губчатый без разрушения пластин.
Сульфат свинца белого цвета и изолятор. Для превращения сульфата в губчатый свинец требуется большой ток и повышенное напряжение, что приводит к сильному нагреву и газовыделению. (Молекулы воды микровзрывами распадаются на кислород и водород, образующих взрывоопасную смесь и отрыв частичек окиси свинца (мы видим эти последствия — мутный электролит и коричневый налет на пробках.)
2) Процесс протекания заряда от ЗДДУ-21век.
Заряд АБ до 14 В протекает как обычно, малейшее превышение на несколько милливольт вызывает прекращение подачи тока от ЗУ, напряжение на АБ уменьшается и 3У включает заряд до следующего превышения. Ток и напряжение каждой порции тока постоянной величины (ранее нами установленные), а количеством зарядной энергии управляет сама АБ. Каждая порция большого тока (до 10 А и напряжением 17 В) разрушает сульфат (восстанавливается активная масса пластин (губчатый свинец отрицательных и окись свинца положительных). Пока частота порций зарядного тока зависит и от саморазряда.
По мере восстановления активной массы пластин частота порций зарядного тока уменьшается и напряжение включения следующих порций зарядного тока уменьшается. Сульфат свинца-изолятор, и для его разложения требуются частые порции большого тока и напряжения.
Для ускорения десульфатации применяем разрядную нагрузку для быстрого снижения напряжения между пластинами ( для 3У стоком заряда 10 А — 2 А лампа 24 В 21 Вт, при токе 15-20 А разрядная нагрузка 5 А) и включаем ее при колебаниях стрелки амперметра ниже 5 А. После ее выключения смотрим на частоту колебаний стрелки амперметра от нуля и плотность электролита. При малой плотности продолжаем десульфелацию до нормы. Редкие порции тока компенсируют саморазряд. Заряд разряженной АБ до 14 В — это 80% емкости если нет сульфата, и заряд с ограничением напряжения — разрушение сульфата (востановление емкости).
3) Отличие от аналогов.
От аналогов зарядных устройств ЗДДУ-21век отличается тем, что при заряде нет вредных факторов при 100% заряде:
а) Количеством электроэнергии и процессом заряда управляет сама АБ, и поэтому возможно параллельное включение на заряд нескольких АБ (соединенных параллельно), мы только устанавливаем величину зарядного тока в зависимости от мощности ЗУ. но не менее 0,1 емкости и для ускорения заряда — 0,5 и более.
б) Заряд прекращается после восстановления активной массы пластин (восстанавливается плотность электролита), и потребляемый ток АБ от ЗУ снижается до компенсации саморазряда.
в) Заряд при напряжении ниже порога нагрева и газовыделения (при 14,0 В).
г) Заряжать можно на любой стадии разряда — чем раньше, тем лучше (предовоатить образование сульфата).
д) Нет необходимости снимать АБ с автомобиля и выкручивать пробки.
е) Диагностирует состояние бортовой сети автомобиля и неисправности АБ.
ж) В подключенном состоянии может находиться бесконечно долго (нужно помнить, что при отключении сети ЗУ потребляет от АБ ток до 0,018 А).
Уже есть первые результаты. 10 лет службы АБ на машинах и тракторе и, главное, нет проблем при использовании в зимнее время, удобно и в тех случаях, когда АБ подключены в дежурных режимах и находящиеся на хранении. При глубоком полном разряде и при отсутствии напряжения на выводах АБ ЗДДУ-21век 100% восстанавливает АБ.
Пример: неделю простояла машина в гараже с включенной магнитолой и была полностью посажена АБ, к ней была подключена исправная и ЗДДУ, через 2 часа исправную отключили и через 4 дня плотность электролита в АБ норма.
Не нужно проводить контрольные разряды, основной критерий 100% заряда — востановление плотности электролита. Не удивляйтесь, когда плотность электролита повышается до 1,30-1,32: АБ изготовлены или для севера или продавцы перед продажей увеличили у частично разряженных.
Структурная схема устройства ЗДДУ-21 век приведена на рис. 1.
Аккумуляторная батарея (АБ) подключается к узлу управления зарядом и температурного контроля (УУЗ и ТК), который при правильном подключении к АБ, при напряжении на АБ менее 14 В и при температуре силового блока (СБ) ниже 60 градусов выдает блоку формирования импульсов для запуска токовых ключей в СБ, который выдает зарядные токовые импульсы АБ. СБ можно делать на любую мощность и 3-х фазный.
Схема УУЗ и ТК приведена на рис. 2.
Схемы узлов собраны на сдвоенном операционном усилителе К157УД2. DA1.1 контролирует напряжение на АБ. Диод VD1 — защита от "дурака", защищает от неправильного подключения к АБ, который нужно устанавливать на напряжение не ниже 100 В и ток 300 мА (1N400). R1 и VD2 формируют опорное дифференциальное напряжение. Делитель R2, R3, R4 — для установки величины напряжения на АБ. R3 и R4 с винтовой многооборотной настройкой, тип сопротивления 3296 (импорт). Уменьшая сопротивление верхних плечей при подаче на выводы напряжения 13-14 В, добиваемся свечения HL1 и HL2. R3 настраиваем при заряде под контролем вольтметра — HL1 (зеленого свечения) начинает при 14,2 В мигать и быстро уходит стрелка вольтметра к уровню 14 В, и при редких колебаниях стрелки амперметра от нуля — напряжение на АБ должно уменьшиться приблизительно до 13,36 В. Узел ТК собран на DA1.2, HL2 (красного свечения), его настраивают — вначале гасят и, вращая в сторону зажигания и после зажигания еще на два оборота, и точно устанавливают под контролем термометра. Если нет данного термосопротивления 2,2 кОм с отрицательной динамикой, можно поставить четыре диода, соединенных последовательно (1N400 или КД522) и заменить R10 на 5,1 или 6,8 кОм (сбоку от схемы пунктиром нарисовано, как их подключить). DA1.1 для оптопар АОТ127 или LTV4N35 выдает минус, a DA1.2 выдает плюс и при превышении 14 В или температуры . трансформатора (больше 60 градусов) прекращется подача сигнала на выработку запускающих импульсов для открывания токовых ключей в силовом блоке. Узел температурного контроля был установлен в первых образцах ЗУ, когда не было нужного диаметра провода для вторичной оомотки силового трансформатора (был только 1.56 мм в хлопчатобумажной изоляции, и при нагреве трансформатора перегрева не отмечалось, а при режиме десульфатации средняя мощность уменьшалась, что позволяло импульсами большого тока проводить десульфатацию. В настоящее время блок ТК в ЗУ оставлен, в целях повышения безопасности — у нас в обычае ставить на максимальный ток или нечаянно закрыть зарядное курткой или тряпкой, но зарядное не выключается и заряд продолжается током прежней величины, но порционно.
Схема УФИ приведена на рис 3.
Узел формирования импульсов собран на двух биполярных транзисторах и оптопары АОТ127А или LTV4N35, которые разделяют токовые связи. Начало открывания тиристоров (величина зарядного тока) регулируется подстроечным резистором R4.
Схема СБ приведена на рис 4.
Трансформатор на 180 Вt от старых ламповых телевизоров с сохраненной сетевой обмоткой (их два вида): с двумя обмотками на 110 В и с двумя обмотками 110/127 В. При изготовлении второго типа сетевую делаем на 254 В и в режиме десульфатации электромеханический электросчетчик такое ЗУ не фиксирует. Между сетевой и вторичной обмотками сохраняем экранную обмотку с пропиткой изоляционной бумаги парафином и не менее 4 слоя от сетевой. Вторичные обмотки по 28 витков по две на каждом стержне (две обмотки по 8,5 В). Обмотки с одного стержня спаиваем с другого с образованием двух обмоток по 17 В и их спаиваем с образованием обмотки на 34 В со средней точкой. В настоящее время в электротоварах можно купить провод для домашней электропроводки (2×2,5 мм2), одну из жил обматываем конденсаторной бумагой и мотаем обмотки сразу двумя проводами. Этот провод в каждом плече силового выпрямителя выдерживает без нагрева 6 А. Общий ток двух плечей выпрямителя до12 А, а в режиме десульфатации 15 А импульсы. В данном ЗУ хорошо работают дешевые тиристоры BT152600R. Второй двуполупериодный выпрямитель на диодах 1N4007 запитывает светодиод подсветки шкалы амперметра и он же сигнализирует о включении сети, и через выключатель напряжение подается на токовый кпюч десульфатации. В данном ЗУ для десульфатации используется лампа 24 В 21 Вт для уменьшения нагрева ЗУ. Для сильно сульфатированных АБ устанавливается большая нагрузка на выводыАБ. При отключении от сети десульфа- тационная нагрузка отключается, и от АБ потребляемый ток не превышает 0,018 А. Чтобы полностью отключить нагрузку на АБ, можно установить, для при мера поляризованное реле или электронный ключ (это в основном нужно для ЗУ в складах дпя хранения АБ зимой в сельхозпредприятиях, и можно параллельно включать до10-15 АБ на одно зарядное. Только выводы АБ допжны быть чистыми и смазаны литолом и иметь винтовые наконечники (контакты должны быть надежны), АБ протереть нашатырным спиртом, На каждую АБ можно завести памятку и вести учет — когда заряжалась и степень саморазряда.
Если применять амперметры с выводами на М4 необходима тщательная пропайка выводов (большая aмплитуда токовых импульсов быстро разрушает контакт). Очень хорошо в ЗУ работают микроамперметры от магнитофонов (переносных), занимают мало места, светодиод включения сети освещает шкалу, шунт к нему изготавливается из нихрома не менее 2 мм/d на ток 5 А, при 15 А в шунте три отрезка, шунт устанавливается под радиатором для тиристоров. Размер шунта зависит от сопротивления нихрома и микроамперметpa (М476 более чувствителен).
Как изготовить радиатор для тиристоров, можно посмотреть в [1]. В [1, рис. 6] изображены импульсы тока не той формы, что я подавал в печать. На рис. 5 токовые импульсы более правильной формы. В настоящее время напряжение сети стабильно и коррекции не нужно делать. Заряд щелочных АБ: количество полупериодов в пачке (ЗАРЯДНОГО ИМПУЛЬСА) — не более 6 (ШЕСТИ). Так же и с другими накопителями элект- роэнергии — алколиновые элементы (востановление) и серебрянно-цинковые 1,4 В на элемент, литиевые при напряжении отсечки 3,8 В на элемент, но в каждом случае должна быть и разрядная составляющая.
Очень хорошо сочетаются АБ, разрядно-защитное (РЗ) устройство [1, рис. 5] и ЗУ в накопителях электроэнергии для аварийного освещения дома и в гараже, в медицине и аварийной сигнализации. АБ из строя никогда не выйдет, будет всегда 100% заряжена, упрощается уход. Потребление электроэнергии незначительно. В РЗ устанавливаем вместо R1 10 кОм — 20 кОм, вместо R2 -470 Ом — 1 кОм, напряжение отключения 11,8 В.
Описанным ЗДДУ-21век можно заряжать и литиевые аккумуляторы от электроинструментов на 12 В. При 18-вольтовых небходимо выпрямитель изготовить на 24 В и установить ограничение зарядки на 21 В (при исправных аккумуляторах). При установке на заряд кадмиево-никилевых аккумуляторов при включенном режиме десульфатации подключают их к выводам и при свечении зеленого светодиода и регулятором тока увеличиваем ток зарядки до мигания зеленого светодиода.
В ЗДДУ должна быть установлена автомобильная лампа на 24 В 21 Вт для десульфатации, которая должна при включении режима "десульфа- тация" светиться при исправых аккумуляторах. Если свечения нет (долго лежали и были списаны в брак), подключить к выводам исправную АБ и убедиться, что нет короткого замыкания, установить зарядный ток до мигания зеленого светодиода, ток должен быть немного больше 2 А, и при отключении исправной АБ заряд должен продолжаться и регулятор тока на несколько градусов поворачиваем в сторону увеличения. Воста- навливаемая АБ не должна нагреваться, и только через несколько часов отмечается небольшой нагрев, который ощущаем тыльной частью кисти — АБ заряжена.
Заряжать можно на любой стадии разряда, тут как и с автомобильными АБ, заряжать после малейшего разряда, и это продляет жизнь аккумуляторов. Не оставляйте аккумуляторы без присмотра и чаще ставьте на контрольный заряд, постепенно приспособитесь к тому, чтобы они всегда были заряжены и всегда не подводили Вас.
Для 18-вольтовых питание операционного усилителя можно и от аккумулятора и обмотки Тр, добавив стабилизатор на 12 В.
Это всем в подарок! Делайте ЗУ себе и друзьям автолюбителям! И сельхоз-автохозяйствам. В списанных АБ автохозяйств часто попадаются годные к эксплуатации (сильно сульфатированные) и после десульфатации они работают как новые. Из 4-5 АБ получается сварочный аппарат, не мешающий другим приборам в гаражах и позволяющий проводить сварку в поле, только при малейших признаках разряда устанавливать на зарядку.
Удачи всем и здоровья!
1. Шрам В. Восстановление емкости герметичных никель-кадмиевых аккумуляторов. — Радиолюбитель, №6, 2008, стр. 29-31.
Изобретение. Патент РБ №11193
Инструкция к ЗДДУ-21 век
При эксплуатации аккумуляторной батареи (АБ) на автомобиле отмечается постепенное снижение емкости и, как следствие, снижение плотности электролита. При напряжении от генератора 14,2 В полного заряда нет, но и нет разрушающих факторов. При 14,5 В восстановлении газовыделение активной массы несколько больше, но отмечаются нагрев и повышение саморазряда из- за разрушения положительных пластин, особенно при заряде зарядными устройствами старого образца.
От аналогов зарядных устройств ЗДДУ-21 век (зарядно- диагностическое десульфатационное устройство) (ЗУ) отличается тем, что зарядом управляет сама АБ (мы только включаем ЗУ и устанавливаем желаемую величину тока) — заряд прекращается после восстановления активной массы пластин; заряд происходит при напряжении на АБ ниже порога газовыделения и нагрева; заряжать можно на любой стадии разряда (чем раньше, тем лучше — не дать возможности образования сульфата; нет необходимости контролировать время и ток заряда; заряд до 100% без газовыделения и нагрева; нет необходимости снимать АБ с автомобиля и выкручивать пробки; диагностирует состояние бортовой сети и неисправности АБ.
ВНИМАНИЕ! При установке на заряд неизвестной АБ необходимо выкрутить пробки и контролировать на газовыделение и нагрев. Если начинает нагреваться АБ и ток самостоятельно возрастает — АБ неисправна; и если стрелка амперметра не опускаеся ниже уровня 2 А или 4 А (к 0 не стремится) — неисправны 1 или 2 элемента АБ (возможно, замыкание или повышенный саморазряд), если нет нагрева — идет процесс десульфатации. При колебаниях стрелки амперметра от 0 — проверить плотность электролита. При плотности ниже нормы подключить при заряде нагрузку 2-3 А (десульфатация). Время для восстановления плотности зависит от глубины залегания сульфата свинца и его количества.
ПРИ ПОДКЛЮЧЕНОМ ЗУ НЕ ЗАПУСКАТЬ ДВИГАТЕЛЬ! Отдельные.модели ЗУ рассчитаны на запуск. Выводы АБ и ЗУ должны быть без окисления и смазаны смазкой ВТВ или литолом. Выводы ЗУ не удлинять и не заменять на выводы с меньшим сечением меди.
При правильном подключении выводов ЗУ к АБ загорается зеленый светодиод. В некоторых вариантах ЗУ, при неправильном подключении, загорается разрядная лампа внутри корпуса для проведения десульфатации, сигнализирующая о наличии напряжения на выводах АБ и об ошибке подключения. При разряженной АБ свечения зеленого светодиода не будет и нет разрешения на заряд. Ручное управление устанавливается по желанию владельца (автоэлектрика).
СЕТЕВАЯ РОЗЕТКА С ЗАЗЕМЛЕНИЕМ В ГАРАЖНЫХ УСЛОВИЯХ ОБЯЗАТЕЛЬНА! При наличии корректора сети переключатель устанавливаем в положение 1. Включаем сеть — загорается подсветка амперметра, плавно вращаем регулятор тока вправо, контролируя ток заряда. Включаем сеть и устанавливаем нужный ток. Если зеленый светодиод начинает сразу мигать и стрелка амперметра колеблется на уровне меньше 0,1 емкости АБ, можно думать о перезаряде или неисправности (обрыв в одной из банок). В норме, после поездки (при напряжении от генератора 14,2 В), стрелка амперметра должна выйти на ток 0,1 емкости и медленно смещаться к 0. В подключенном состоянии АБ может находиться бесконечно долго. При 100% заряде АБ потребляет ток для компенсации саморазряда (редкие вспышки зеленого све- тодиода от 1 -2 в секунду до 1 в несколько минут при отключении десульфатационой нагрузки). Необходимо помнить, что при отключении сети ЗУ потребляет от АБ ток менее 0,018 А (за 100 часов 0,18 А/час). При необходимости устанавливается дополнение в схему — при отключении сети АБ отключается от ЗУ (и обратно включается при включении сети).
Длительность опускания стрелки амперметра к 0 зависит от степени сульфатации и саморазряда. Глубокая сульфатация при разряде АБ ниже 11,8 В. При разряде большим током (стартерный режим) происходит перезаряд пластин в наиболее разряженном элементе. Ниже 11,8 В разряжать нельзя (раньше считалось 10,2 В) — из шести элементов 12 В АБ всегда будет один меньшей емкости, который мы можем разрядить больше нормы, что приводит к короблению положительных пластин, поломке и замыканию. Саморазряд увеличивается при перезарядах из-за оседания окиси свинца, при разрушении оголенных (от электролита) частей пластин и коробления. При редких колебаниях стрелки амперметра от 0 (при выключенной сульфатации) заряд можно считать законченным. Проверяем плотность электролита. При плотности меньше нормы (если не было потерь электролита) подключаем нагрузку (десульфатационную) 2-3 А и доводим плотность до нормы (контролируя через 6-12 часов).
Свечение красного светодиода сигнализирует о исправности тепловой защиты, при повышении температуры силового трансформатора до 60 градусов (ток ЗУ больше нормы или нарушение вентиляции) происходит снижение средней величины зарядного тока до достижения равновесия между температурой и зарядом (оптимальный ток ЗУ). При переходе в импульсный дозаряд температура снижается до нормы. При двух ЗУ в одном корпусе можно их подключать на две АБ, не разъединяя их, или на одну параллельно (большой емкости), при установке токов больше нормы или нарушении вентиляции одно ЗУ временно отключается (у которого ниже температура отключения) и включается после заряда подключенного, когда он переходит в режим десульфатации. В режиме десульфатации потребление тока от сети резко падает.
Проверка АБ на саморазряд: заряжаем с десульфатацией до редких колебаний стрелки амперметра от нуля и ставим АБ на неделю без подключения нагрузки, затем подключаем зарядное и, если стрелка амперметра колеблется от нуля, — НОРМА.
Можно заряжать сразу 2-4 АБ меньшей емкости, соединенных параллельно, ток рассчитываем из суммы емкостей. Данным методом можно устанавливать ток от 0,1 до 0,5 емкости, если позволяет мощность ЗУ, время заряда сокращается обратно пропорционально зарядному току.
В пускозарядном варианте ПЗУ2 два выхода поключаются к АБ, левый тумблер в положение ПУСК, включаем сеть, регуляторы тока устанавливаются на вторую белую метку. Запускаем двигатель — светодиоды гаснут (напряжение от генератора больше 14 В), отключаем сеть и ЗУ от АБ. Пусковой ток зависит от сопротивления кабеля сети 220 В, сечение меди не менее 2,5 мм2, длина не более 5 м.
В очередной раз заряд аккумулятора неуклонно уменьшается, и заводиться с каждым утром становится все труднее? Надо подзарядить батарею, точнее дать денег тем, кто может это сделать в силу наличия специализированного оборудования. Сколько можно это терпеть?! Пора приобрести себе такую же оснастку и взять сей аспект работы автомобиля под контроль.
В нашем интернет-автомаркете вы можете купить зарядные устройства по действительно низким ценам. Мы осуществляем продажу соответствующей продукции от BERKUT, CARSTEL, AGM АВТОТОРГ, ЗАВОДИЛА и др.
Очевидно, что покупка зарядного устройства является достаточно серьезной инвестицией, поэтому стоит уделить достаточное время процессу выбора. Во-первых, следует обратить внимание на напряжение (6/12/24 В) и емкость имеющихся аккумуляторных батарей. Скорость восстановления заряда зависит от максимального тока зарядки, кроме того отдельные модели имеют режим ускоренной работы (BOOST). По принципу действия все приспособления данного типа делятся на два вида – трансформаторные и импульсные. Первые имеют достаточно большие габариты из-за наличия трансформатора, однако обладают высокой мощностью и непревзойденной надежностью. Вторые получили большее распространение по той банальной причине, что их куда проще транспортировать.