No Image

Железную стружку можно очистить от алюминиевой действием

СОДЕРЖАНИЕ
176 просмотров
12 декабря 2019

Главная > Урок

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

ТЕМА 3 ««Железо – элемент побочной подгруппы V III группы периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева» (3 часа)

ТЕМА УРОКА: «Железо и его соединения»

НРК 1. «Применение железа и его сплавов в быту и промышленности.

2. Роль железа в жизнедеятельности организмов.

3. Избыток железа в окружающей среде: почве, воздухе.

4. Влияние на живые организмы».

Место урока в теме: восьмой урок

Тип урока: урок – конференция с целью изучения нового материала

Вид урока: комбинированный.

основываясь на знаниях учащихся о железе, полученных в курсе химии, физики, а также на известных учащимся данных о его свойствах, рассмотреть строение, нахождение в природе, получение, свойства, применение железа, используя современ­ные технологии обучения;

Сформировать представление о биологической роли железа в организме растений и животных;

сформировать понятие о незаменимости железа на сегодняшний день (железный век продолжается);

сформировать способность к умению давать полную характеристику химическому элементу на основе строения его атома и индивидуальных особенностей простого вещества;

повторить общую характеристику металлов;

тренировать умения работать с ПСХЭ Д.И. Менделеева;

актуализировать ЗУН для построения нового способа действий.

За 2 недели до урока даются творческие задания для урока – конференции по теме «Железо и его соединения» (по желанию ребят с приготовлением электронных презентаций).

Задания к уроку

Приготовьте презентацию по теме: « Историческая справка о железе»

Приготовьте презентацию по теме: « Положение железа в периодической системе химических элементов и строение его атома».

Приготовьте презентацию по теме: « Распространение железа в природе».

Приготовьте презентацию по теме: « Получение железа».

Приготовьте презентацию по теме: « Физические свойства железа».

Приготовьте презентацию по теме: « Химические свойства железа».

Приготовьте презентацию по теме: « Применение железа и его сплавов в быту и промышленности ».

Приготовьте презентацию по теме: « Биологическое значение железа»

Самоопределение к учебной деятельности (включение учащихся в учебную деятельность, определение её содержательных рамок).

Читайте также:  Запчасти для ремонта смесителя в ванной

Мотивировать учащихся к учебной деятельности;

Определить содержательные рамки урока: 1) Создание условий для возникновения внутренней потребности включения ребёнка в деятельность («хочу») 2) Исходя из решенных ранее задач — создание ориентировочной основы действий («могу»)

Действия и вопросы учителя.

Цель нашего урока: Раскрыть особенности положения железа в ПС, его свойства, огромное значение, способы получения. (Размышление о значимости железа в нашей жизни. Диалог)

2. Актуализация знаний (подготовка мышления детей, воспроизведение учебного содержания, необходимого и достаточного для восприятия ими нового материала, и указание ситуации, демонстрирующей недостаточность имеющихся знаний)

Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала (умение работать с ПСХЭ Д.И. Менделеева, давать характеристику химическому элементу на основе атомно-молекулярного учения, знание общих свойств металлов);

Зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний (указать существенное свойство задания, планируемого для организации учебного затруднения).

Организация учебного процесса на этапе 2:

Организация учебного процесса на этапе 3:

Формы работы (побуждающий или подводящий диалог; похвала. )

Посмотрите технологическую карту (см. приложение 2) нашего урока и скажите: «Что предстоит нам изучить на сегодняшнем уроке?» ( Ответ:

«Историческая справка о железе.

Положение железа в периодической системе химических элементов и строение его атома.

Распространение в природе.

Физические свойства железа.

Химические свойства железа.

Биологическое значение железа»)

Сможем ли мы сразу, без изучения нового материала ответить на некоторые вопросы нашей темы? ( Ответ уч-ся: «Сможем дать характеристику железу по его положению в ПСХЭ, строение атома, возможные степени окисления, некоторые физические свойства, которые вытекают из общих свойств Ме, общие способы получения»)

Какие знания о металлах нам пригодились? ( Ответ: «Характеристика Х.Э.- металлов по их положению в ПСХЭ, физическим и химическим свойствам, общим способам получения)

Достаточно ли нам тех знаний, что мы имеем для того, чтобы дать полную характеристику железу по тому плану, что положен в основу нашего урока? (Ответ: «Нет»). В изучении нового материала нам сегодня будут помогать учащиеся, работавшие по вопросам темы, и представят свою работу в виде презентации.

Читайте также:  Баня в древней руси обычаи

Каждый из них готовил презентацию по отдельно взятым вопросам по теме «Железо» . С помощью ваших презентаций мы узнаем об истории открытия железа, о положении железа в ПСХЭ, нахождении в природе, способах получения, физических и химических свойствах, биологической роли в организме человека, применении железа. После ваших выступлений вы будете выполнять компьютерное тестирование, и машина выставит вам отметку по результатам теста, а также укажет на допущенные ошибки и поможет вам сделать анализ вашей работы. Каждый, кто участвовал в подготовке презентации, получит отметку, выставленную слушателями и учителем на основе критериев оценки мультимедийной презентации (см. приложение 7).

Скажите, что вы слышали о происхождении слова «железо»? ( Ответа нет ). Тогда мы предоставим слово уч-ся 1 группы.

Презентация группы 1. Историческая справка о железе.

Задание учащимся класса: Прослушайте выступления группы 1 и за­пишите происхождение русского названия железа.

Презентация учащихся: «Слово «железо» произошло от санскритских слов «джальжа» (металл, руда) или «жель» (блистать, пылать).

Люди впервые овладели железом в четвертом-третьем тысячелетиях до н. э., подбирая упавшие с неба камни — железные метеориты — и превращая их в украшения, орудия труда и охоты. Их и сейчас находят у жителей Северной и Южной Америки, Гренландии и Ближнего Востока, а также при археологических раскопках на всех континентах.

Не случайно на некоторых древних языках железо именуется «небесным камнем».

Самым древним предметом из железа считаются бусы из полых трубочек, найденные при раскопках египетских захоронений конца IV в. до н. э. Бусы выкованы из железа, содержащего 7,5 % никеля, что характерно для железа метеоритного происхождения.

В Индии в 415 г. была изготовлена железная колонна в честь правителя древнего государства Чандрагупты II. Высота ее 7,3 м, диаметр у основания 41,6 см, у верха 29,5 см, масса 6,5 т.»

Вопрос: «Что вы сможете сказать о положении железа в периодической системе химических элементов и строении его атома?» (Ответ: « Железо находится в побочной подгруппе VIII группы, атомный номер 26, атомная масса 55,847. Конфигурация двух внешних электронных слоев 3s 2 3p 6 3d 6 4s 2 . Обычно образует соединения в степенях окисления +2. +3»). Посмотрим и сравним наш ответ с вариантом ребят, которые готовились по данному вопросу.

Читайте также:  Высота ограждения пандуса для инвалидов

Презентация группы 2. «Положение железа в периодической системе химических элементов и строение его атома».

Задание учащимся класса: прослушав выступление группы 2, запи­шите строение атома железа.

Презентация учащихся (слайд 1-2) : «Железо (Ferrum) 26 Fе

Железо находится в побочной подгруппе VIII группы, атомный номер 26, атомная масса 55,847. Конфигурация двух внешних электронных слоев 3s 2 3p 6 3d 6 4s 2 . Обычно образует соединения в степенях окисления +2 и +3.

55 Fе — Т 1/2 — 2,4 ч

59 Fе — Т 1/2 — 45,6 суток

Знаете ли вы из курса природоведения, географии в составе каких минералов может встречаться железо на нашей планете ? (Ответ: «Красный железняк, магнитный железняк (без формул)»)

Послушаем третью группу.

Презентация группы 3. «Распространение в природе».

Задание учащимся класса: слушая сообщения учащихся группы 3, заполните таблицу «Важнейшие природные соединения железа».

Презентация уч-ся: «Распространение в природе»

Содержание в земной коре.

В земной коре содержится 4,65% (по массе) железа. По распространенности железо занимает 4-е место после кислорода, кремния, алюминия. Редко встречается самородное железо (метеоритного или земного происхождения).

Что ты хочешь узнать?

Ответ

А) смесь алюминиевых и медных опилок помещают в концентрированную азотную кислоту; реакцию проводят при охлаждении (на ледяной бане); алюминий пассивируется, медь растворяется

Al + HNO₃ ≠ (пассивация)

Cu + 4HNO₃ = Cu(NO₃)₂ + 2NO₂ + 2H₂O

Cu⁰ — 2e = Cu⁺² 1 медь восстановитель, процесс окисления
N⁺⁵ + e = N⁺⁴ 2 азот окислитель, процесс восстановления

б) из смеси медных, железных и алюминиевых опилок железо вытягивается магнитом; остаток помещают в концентрированный раствор щелочи: алюминий растворяется, медь пассивируется

2Al + 2NaOH + 6H₂O = 2Na[Al(OH)₄] + 3H₂

Al⁰ — 3e = Al⁺³ 2 алюминий восстановитель, процесс окисления
2H⁺¹ + 2e = H₂⁰ 3 водород окислитель, процесс восстановления

Комментировать
176 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector