No Image

Акустическая система из автомобильных динамиков своими руками

СОДЕРЖАНИЕ
74 просмотров
12 декабря 2019

Как расчитать и изготовить звуковые колонки

главная скачать связь
Hi-Fi колонки из автомобильных динамиков
Узнай типохарактер
своего слуха
FAQ по использованию WinISD
Программы для расчета АС
Основные параметры
НЧ-головок

>

корпуса >> кроссоверы >> динамики >> психоакустика >>

—>

КОРПУСА КОЛОНОК
АКУСТИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ Основные параметры НЧ-головок Закрытый ящик АС с фазоинвертором АС с пассивным излучателем Конструктивные особенности корпуса АС
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ФИЛЬТРЫ
КРОССОВЕР Фильтры постоянного входного сопротивления Фильтры всепропускающего типа Фазировка головок Радио калькуляторы
ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ
Изготовление Hi-Fi акустических систем на базе автомобильных динамиков Радио калькуляторы Программы для расчета АС Справка по WinISD Размещение колонок в комнате
ИНФО
Особенности восприятия звука человеком Помощь WinISD на русском Динамические головки Требования к помещениям для прослушивания

Изготовление Hi-Fi акустических систем на базе автомобильных динамиков

Задача: создать Hi-Fi колонки на базе широкораспространенных автомобильных акустических комплектов.

Наблюдение: ни на одном заводе не делают акустические системы по всем канонам строительства звуковых колонок. Даже в очень дорогих системах встречаются тонюсенькие провода, электролитические конденсаторы, голые (не заглушенные) стенки корпуса, высокоомные катушки индуктивности. Этот вывод я сделал разобрав с десяток колонок разных фирм (были и очень известные брэнды)!

Что мы делаем в первую очередь, когда берем в руки басовик?
Да, мы инстинктивно двигаем диффузор, как бы проверяя его ход! Делать это нужно осторожно, усилие прилагать как можно ближе к звуковой катушке, равномерно распределив усилие по ее окружности. При движении катушки в магнитном зазоре не должно ощущаться хруста, т.е. касания.

Как оценить добротность НЧ-динамика руками?
Взять одной рукой отключенный динамик и направить его излучатель в ухо. Другой рукой слегка ударить по магниту. Если услышали продолжительный Б-У-М-М-М-м-м, значит добротность высока и чем длиннее тем выше добротность. В идеале динамик при постукивании не издает звука.
Кстати этот Б-У-М-М-М-м-м — есть частота основного резонанса и если у вас есть микрофон и осцилогрф нетрудно ее таким образом измерить.

Совет: не тратте время на советские динамики ГД для НЧ тракта.

После проведенных измерений динамиков 25ГДН-1(установлены в Radiotechnika S-30) — они были сразу же отброшены, т.к. полная добротность их составила 1,2. Так же и у совершенно новых 25ГДН-1Л добротность перевалила за 1, вопреки паспортным данным (0,7±0,2).

Для построения колонок я выбрал недорогую компонентную двухполосную систему “Phantom PS-52”. В набор входит два драйвера 13 см, два купольных шелковых твиттера и, соответственно, два двухполосных разделительных фильтра II-го порядка.

Итак, после проведенных мною измерений, по методикам, изложенным на этом сайте, характеристики динамиков из комплекта следующие:

Уровень чувствительности, SPL, Дб 90
Полная добротность, Qts 0,6
Эквивалентный объем,Vas, л 6,3
Электрическое сопротивление звуковой катушки постоянному току, Re, Ом 3,5
Модуль сопротивления, Z, Ом 4
Номинальная мощность, Вт 70
Частота основного резонанса, Гц 60
Диаметр диффузора без подвеса, мм 90

Как видим современные технологии и материалы говорят о себе. Динамик с такими маленькими габаритами выдал неплохие результаты. Я решил делать фазоинверторное акустическое оформление.

Корпус

Что мы знаем о хорошем корпусе?

  1. Стенки должны быть толстые
  2. Передняя стенка—узкая и длинная
  3. Распорки для жесткости
  4. Внутри обработка вибро и звуко-поглощающими материалами
  5. Шипы

Я не зря выбрал именно 13 см динамики, потому как мне хотелось создать узкие и длинные напольники. Корпус решил изготовить из 16-ти милиметровой ДСП (просто купил лист ДСП в стойматериалах). Размеры и пропорции корпусов определялись исходя из оптимальных условий работы ящика, неоходимого объема, эстетических соображений и тогдашних веяний моды.

Вот чертеж корпуса колонки на нем указаны только размеры заготовок из ДСП.

Заготовки ДСП выпиливаются с помощью электро-лобзика. Круглые отверстия под динамики лучше выпилить специальной узкой пилкой для фигурного реза. Обязательно нужно проследить, чтобы пиление было настроено точно на 90° иначе сборка корпуса будет невозможна. Все детали корпуса соединяются встык с помоью саморезов 4 х 65 с потайной шляпкой и эпоксидного клея. Для саморезов необходимо сверлить отверстия воизбежание раскола ДСП. В прикручиваемой детали отверстие диаметром 4 мм и зенковку под потай, а в детали в которую вкручивается саморез отверстие диаметром 3 мм. Каждое соединение должно содержать не менее 3-х саморезов (оптимально—четыре). Задняя стенка корпсуа будет съемной.

Читайте также:  Вкусные маринованные грибы от бабушки

Внутри корпуса располагаются две переборки для дополнительной жесткости. С отверстием посередине, чтобы не перекрывать объем. Эти элементы так же закрепляются с помощью саморезов и эпоксидного клея. Они существенно снижают вибрации стенок корпуса.

По внутренней стороне отверстия под динамик неоходимо сделать фаску-рупор для свободного движения воздуха вблизи тыльной стороны диффузора. Я сделал ее при помощи крупного полукруглого напильника.

Весь корпус снаружи облицовывается фанерой толщиной 7-8 мм. Таким образом толщина стенки получается 16+8= 24 мм. Причем клееного "бутерброда", что в свою очередь положительно сказывается на вибро-характеристиках корпуса. При обклейке я поступил так: поэтапно приклеил сначала переднюю панель под прессом сутки (клей ПВА), потом левая и правая под прессом сутки и наконец верхняя и нижняя под прессом сутки. На заднюю стенку приклеивать фанеру не стал.

В таблице приведены размеры, материал и количество для изотовления всех деталей одного корпуса

материал размеры кол-во
ДСП 16 мм 850 х 210 2
ДСП 16 мм 882 х 172 2
ДСП 16 мм 172 х 210 2
ДСП 16 мм 140 х 210 2
фанера 8 мм 882 х 260 2
фанера 8 мм 882 х 172 1
фанера 8 мм 188 х 280 2

Отверстия под динамики в передней фанерной накладке сделаны таким образом, что головки получаются утопленными как при фрезеровке. После сборки корпусов осматриваем их на наличие ненадежных соединений и непроклеев. При ударе по стенке корпуса костяшками пальцев, должен быть высокий короткий звук без дребезгов.

Затем фанера тщательно шлифуется. Я обработал коричневой морилкой и покрыл мебельным лаком НЦ. Получилось сносно.

Заднюю стенку неоходимо прикрепить с помощью саморезов 4,2 х 41с пресшайбой (чем больше тем лучше) через прокладки из изолона, пристой резины или просто пластилина. Клемники на задней стенке по вкусу, благо их сейчас любых можно купить. Главное чтобы контакт был надежный.

Среднечастотный динамик находится в изолированном боксе около 2-х литров, образованном с помощью фанерных перемычек.

Оба динамика устанавливаются в корпус через прокладки из пористой резины. Под саморезы, крепящие динамик, тоже нужно положить шайбы из резины. Таким образом головка как бы установлена на амортизаторах и не имеет жесткой связи с корпусом.

Высокочастотник устанавливается вместе с поворотным устройством на фанерную панель прикрепленную изнутри корпуса.

Вся внутренняя поверхность корпусов обклеивается войлоком толщиной 5-7мм при помощи силиконового герметика. Герметик выдавливается из тубы большой порцией и размазывается шпателем или рукой в резиновой перчатке. Я не спроста применил силикон для оклейки, потому как он будет являться первым жестким антивибрационным слоем. Перед оклейкой войлоком следует осмотреть корпус на наличие щелей и загерметизировать в случае необходимости.

Колонка стоит на резиновых ножках от массивной РЭА. Можно, конечно, поставить и на специальные металлические шипы. У меня такой необходимости не возникло, т.к. корпус получился очень жесткий и практически не вибрировал.

Как расчитать и изготовить звуковые колонки

главная скачать связь
Hi-Fi колонки из автомобильных динамиков
Узнай типохарактер
своего слуха
FAQ по использованию WinISD
Программы для расчета АС
Основные параметры
НЧ-головок

>

корпуса >> кроссоверы >> динамики >> психоакустика >>

—>

КОРПУСА КОЛОНОК
АКУСТИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ Основные параметры НЧ-головок Закрытый ящик АС с фазоинвертором АС с пассивным излучателем Конструктивные особенности корпуса АС
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ФИЛЬТРЫ
КРОССОВЕР Фильтры постоянного входного сопротивления Фильтры всепропускающего типа Фазировка головок Радио калькуляторы
ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ
Изготовление Hi-Fi акустических систем на базе автомобильных динамиков Радио калькуляторы Программы для расчета АС Справка по WinISD Размещение колонок в комнате
ИНФО
Особенности восприятия звука человеком Помощь WinISD на русском Динамические головки Требования к помещениям для прослушивания

Изготовление Hi-Fi акустических систем на базе автомобильных динамиков

Задача: создать Hi-Fi колонки на базе широкораспространенных автомобильных акустических комплектов.

Наблюдение: ни на одном заводе не делают акустические системы по всем канонам строительства звуковых колонок. Даже в очень дорогих системах встречаются тонюсенькие провода, электролитические конденсаторы, голые (не заглушенные) стенки корпуса, высокоомные катушки индуктивности. Этот вывод я сделал разобрав с десяток колонок разных фирм (были и очень известные брэнды)!

Что мы делаем в первую очередь, когда берем в руки басовик?
Да, мы инстинктивно двигаем диффузор, как бы проверяя его ход! Делать это нужно осторожно, усилие прилагать как можно ближе к звуковой катушке, равномерно распределив усилие по ее окружности. При движении катушки в магнитном зазоре не должно ощущаться хруста, т.е. касания.

Как оценить добротность НЧ-динамика руками?
Взять одной рукой отключенный динамик и направить его излучатель в ухо. Другой рукой слегка ударить по магниту. Если услышали продолжительный Б-У-М-М-М-м-м, значит добротность высока и чем длиннее тем выше добротность. В идеале динамик при постукивании не издает звука.
Кстати этот Б-У-М-М-М-м-м — есть частота основного резонанса и если у вас есть микрофон и осцилогрф нетрудно ее таким образом измерить.

Совет: не тратте время на советские динамики ГД для НЧ тракта.

После проведенных измерений динамиков 25ГДН-1(установлены в Radiotechnika S-30) — они были сразу же отброшены, т.к. полная добротность их составила 1,2. Так же и у совершенно новых 25ГДН-1Л добротность перевалила за 1, вопреки паспортным данным (0,7±0,2).

Для построения колонок я выбрал недорогую компонентную двухполосную систему “Phantom PS-52”. В набор входит два драйвера 13 см, два купольных шелковых твиттера и, соответственно, два двухполосных разделительных фильтра II-го порядка.

Итак, после проведенных мною измерений, по методикам, изложенным на этом сайте, характеристики динамиков из комплекта следующие:

Читайте также:  Замена труб в старых домах
Уровень чувствительности, SPL, Дб 90
Полная добротность, Qts 0,6
Эквивалентный объем,Vas, л 6,3
Электрическое сопротивление звуковой катушки постоянному току, Re, Ом 3,5
Модуль сопротивления, Z, Ом 4
Номинальная мощность, Вт 70
Частота основного резонанса, Гц 60
Диаметр диффузора без подвеса, мм 90

Как видим современные технологии и материалы говорят о себе. Динамик с такими маленькими габаритами выдал неплохие результаты. Я решил делать фазоинверторное акустическое оформление.

Корпус

Что мы знаем о хорошем корпусе?

  1. Стенки должны быть толстые
  2. Передняя стенка—узкая и длинная
  3. Распорки для жесткости
  4. Внутри обработка вибро и звуко-поглощающими материалами
  5. Шипы

Я не зря выбрал именно 13 см динамики, потому как мне хотелось создать узкие и длинные напольники. Корпус решил изготовить из 16-ти милиметровой ДСП (просто купил лист ДСП в стойматериалах). Размеры и пропорции корпусов определялись исходя из оптимальных условий работы ящика, неоходимого объема, эстетических соображений и тогдашних веяний моды.

Вот чертеж корпуса колонки на нем указаны только размеры заготовок из ДСП.

Заготовки ДСП выпиливаются с помощью электро-лобзика. Круглые отверстия под динамики лучше выпилить специальной узкой пилкой для фигурного реза. Обязательно нужно проследить, чтобы пиление было настроено точно на 90° иначе сборка корпуса будет невозможна. Все детали корпуса соединяются встык с помоью саморезов 4 х 65 с потайной шляпкой и эпоксидного клея. Для саморезов необходимо сверлить отверстия воизбежание раскола ДСП. В прикручиваемой детали отверстие диаметром 4 мм и зенковку под потай, а в детали в которую вкручивается саморез отверстие диаметром 3 мм. Каждое соединение должно содержать не менее 3-х саморезов (оптимально—четыре). Задняя стенка корпсуа будет съемной.

Внутри корпуса располагаются две переборки для дополнительной жесткости. С отверстием посередине, чтобы не перекрывать объем. Эти элементы так же закрепляются с помощью саморезов и эпоксидного клея. Они существенно снижают вибрации стенок корпуса.

По внутренней стороне отверстия под динамик неоходимо сделать фаску-рупор для свободного движения воздуха вблизи тыльной стороны диффузора. Я сделал ее при помощи крупного полукруглого напильника.

Весь корпус снаружи облицовывается фанерой толщиной 7-8 мм. Таким образом толщина стенки получается 16+8= 24 мм. Причем клееного "бутерброда", что в свою очередь положительно сказывается на вибро-характеристиках корпуса. При обклейке я поступил так: поэтапно приклеил сначала переднюю панель под прессом сутки (клей ПВА), потом левая и правая под прессом сутки и наконец верхняя и нижняя под прессом сутки. На заднюю стенку приклеивать фанеру не стал.

Читайте также:  Usb to rs232 ttl converter

В таблице приведены размеры, материал и количество для изотовления всех деталей одного корпуса

материал размеры кол-во
ДСП 16 мм 850 х 210 2
ДСП 16 мм 882 х 172 2
ДСП 16 мм 172 х 210 2
ДСП 16 мм 140 х 210 2
фанера 8 мм 882 х 260 2
фанера 8 мм 882 х 172 1
фанера 8 мм 188 х 280 2

Отверстия под динамики в передней фанерной накладке сделаны таким образом, что головки получаются утопленными как при фрезеровке. После сборки корпусов осматриваем их на наличие ненадежных соединений и непроклеев. При ударе по стенке корпуса костяшками пальцев, должен быть высокий короткий звук без дребезгов.

Затем фанера тщательно шлифуется. Я обработал коричневой морилкой и покрыл мебельным лаком НЦ. Получилось сносно.

Заднюю стенку неоходимо прикрепить с помощью саморезов 4,2 х 41с пресшайбой (чем больше тем лучше) через прокладки из изолона, пристой резины или просто пластилина. Клемники на задней стенке по вкусу, благо их сейчас любых можно купить. Главное чтобы контакт был надежный.

Среднечастотный динамик находится в изолированном боксе около 2-х литров, образованном с помощью фанерных перемычек.

Оба динамика устанавливаются в корпус через прокладки из пористой резины. Под саморезы, крепящие динамик, тоже нужно положить шайбы из резины. Таким образом головка как бы установлена на амортизаторах и не имеет жесткой связи с корпусом.

Высокочастотник устанавливается вместе с поворотным устройством на фанерную панель прикрепленную изнутри корпуса.

Вся внутренняя поверхность корпусов обклеивается войлоком толщиной 5-7мм при помощи силиконового герметика. Герметик выдавливается из тубы большой порцией и размазывается шпателем или рукой в резиновой перчатке. Я не спроста применил силикон для оклейки, потому как он будет являться первым жестким антивибрационным слоем. Перед оклейкой войлоком следует осмотреть корпус на наличие щелей и загерметизировать в случае необходимости.

Колонка стоит на резиновых ножках от массивной РЭА. Можно, конечно, поставить и на специальные металлические шипы. У меня такой необходимости не возникло, т.к. корпус получился очень жесткий и практически не вибрировал.

В принципе ничего интересного и нового, но на всякий случай выложу. Может у кого-нибудь тоже колонки и магнитола без дела валяются.

Давно лежали без дела автомобильные динамики "Kenwood KFC-HQ 698" и акустические провода "мистери". Вот решил им найти применение — сделал короб под эти динамики.
Обзавелся ДСП в виде выброшенного шкафа, прикупил герметика, "розетки" и т.д. Резал на станке, который имеется у знакомого моего отца, так как обычным лобзиком думаю ровно не выпилишь.
Переднюю часть сделал с выступом, а на края была приклеена резинка, которая была вместе со досками. Остальные части ДСП, которые были обнажены после распила, были обклеены пленкой, которая используется для этих целей. Швы изнутри замазаны герметиком.
Чтобы саморезы заходили заподлицо, делал сперва отверстие тонким сверлом, а поверх немного более толстым. На шляпки саморезов надевал заглушки.
За динамиками я сделал "пирамиду" из утеплителя, чтобы звуковые волны расходились по сторонам, а не возвращались в динамик.
Внутрь ящиков напихал синтепона.

Размеры короба 25*25*100см. Объем получается около 50 литров.

Ящик для магнитолы сделал по той же системе. Магнитолу купил бу ."Сони CDX-GT 450U" — оказывается очень много звуковых настроек.

Питание реализовал через блок питания от компа — черный провод (минус) соединил с зеленым (чтобы работал постоянно), желтый провод (плюс).
В коробе для магнитолы снизу сделано отверстие для подсоединения сетевого шнура для блока питания и отверстия для выхода воздуха куллером.
Также прикрутил разъемы для подсоединения акустических проводов, чтобы легко можно было подключить и отключить.

И на эту конструкцию сверху будет поставлен DVD-плеер, который планировал подключить к телевизору (на стену хочу повесить).

Результат мне очень понравился: играет чисто и приятно. По деньгам вообще копейки вышло.


Комментировать
74 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector