No Image

Виды машиностроения примеры отраслей особенности производства таблица

СОДЕРЖАНИЕ
126 просмотров
12 декабря 2019

Машиностроение — важнейшая комплексная отрасль обрабатывающей промышленности, включает в себя станкостроение, приборостроение, энергетическое, металлургическое, химическое и сельскохозяйственное машиностроение.

К машиностроения принято относить также электротехническую промышленность, радиоэлектронику и вычислительную технику, и транспортное машиностроение всех видов.

История развития машиностроения

Машиностроение как отрасль промышленности возникла в XVIII веке. Изобретение прядильной машины, ткацкого станка, паровой машины, как универсального двигателя и других машин повлекло создание машин для производства машин. Это было связано с изобретением суппорта, совершенствованием металлорежущих станков и появлением других металлообрабатывающих машин. Переход от мануфактуры к машинному производству открыл эпоху крупной машинной индустрии, промышленного капитализмаознаменовал полный технический переворот и общее ломка общественных отношений производства.

Машиностроение Украины возникло еще в середине XIX века. Наличие металла, выгодное транспортно-географическое положение, высокая концентрация сельскохозяйственного производства способствовали развитию тяжелого, транспортного и сельскохозяйственного машиностроения.

Основными элементами развития современного машиностроения является совершенствование средств производства, методов организации производства (например использование технологий серийного и массового изготовления), переход к стандартизации, автоматизации и информационного обеспечения процессов.

Объекты производства

Объектом машиностроительного производства является изделие, которым называют продукт конечной стадии производства. Им может быть любой предмет, или множество предметов производства, которые производят на предприятии. Для автомобильного завода изделием является автомобиль, для моторного — мотор, для завода по производству заготовок — отливка, Кованка подобное. Стандарты предусматривают следующие виды изделий: заготовки, детали, сборочные единицы, комплексы и комплекты.

Заготовка — изделие, из которого вследствие изменения формы, размеров, жесткости поверхностей и свойств материала получают деталь или сплошную сборочную единицу.Деталь это изделие, которое изготавливают без сборочных операций, например, вал, шестерня, хромированная гайка, трубка, сварная из одного куска металла и др..

Сборочная единица — изделие, составные части которого соединяются между собой вследствие выполнения сборочных операций ( свинчивания, склеивания, сварки,например, автомобиль, станок, редуктор, сварная ферма или корпус.

Комплекс — два и более сборочные единицы, соединенные между собой на заводе, изготовленные сборочными операциями и предназначенные для выполнения взаимосвязанных эксплуатационных функций.

Комплект — два и более изделий, не соединенных между собой и предназначенных для выполнения однотипных функций вспомогательного характера (запчасти, инструмент, приспособления, комплект измерительной аппаратуры).

Типы машиностроительного производства

В машиностроительном производстве различают три основных типа: массовое, серийное и единичное.

Принадлежность производства к тому или иному типу определяется степенью специализации рабочих мест, номенклатуре объектов производства, формой движения этих объектов по рабочим местам.

Массовое производство характеризуется непрерывным изготовлением ограниченной номенклатуры изделий на узкоспециализированных рабочих местах. Этот тип производства позволяет механизировать и автоматизировать технологический процесс в целом и организовать его более экономно.

Серийное производство характеризуется изготовлением ограниченной номенклатуры изделий (детали изготавливают партиями а также узлы — сериями), повторяющийся через определенные промежутки времени, и широкой специализацией рабочих мест. Разделение серийного производства на крупно-, средне-и мелкосерийное условно, так как в различных отраслях машиностроения при одной и той же количества изделий в серии, но при существенной разнице их размеров, сложности и трудоемкости производство может быть отнесено к различным типам. По уровню механизации и автоматизации крупносерийное производство приближается к массового, а мелкосерийное к единичному.

Единичное производство — отмечается изготовлением широкой номенклатуры изделий в единичных количествах, повторяется через неопределенные промежутки времени или вообще не повторяются. Рабочие места при этом не имеют определенной специализации. Значительный процент технологических операций выполняют вручную.

Одним из признаков производства является коэффициент закрепления операций, под которым понимают отношение количества всех операций, выполняемых в течение единицы времени (месяц), с количеством рабочих мест:

где О — количество различных операций, выполняемых на на рабочих местах участка или цеха в течение месяца; Р — количество рабочих мест на участке или в цехе.

Отрасли машиностроения по группам

Традиционное машиностроение делят на следующие группы отраслей: тяжелое машиностроение; общее машиностроение; среднее машиностроение; точное машиностроение, производство металлических изделий и заготовок; ремонт машин и оборудования.

Тяжелое машиностроения

До тяжелого машиностроения относятся отрасли, производящие оборудование для горной и металлургической промышленности, энергетические блоки (энергетическое машиностроение), подъемно-транспортное оборудование.

  • Горно-шахтное машиностроение
  • Металлургическое машиностроение
  • Энергетическое машиностроение

Общее машиностроение

Общее машиностроение представлено такими отраслями, как транспортное машиностроение (железнодорожное, судостроение, авиационное, ракетно-космическая промышленность, но без автомобилестроения), сельскохозяйственное, производство технологического оборудования для различных отраслей промышленности (кроме легкой и пищевой).

  • Железнодорожное машиностроение
  • Судостроение
  • Авиационная промышленность
  • Ракетно-космическая отрасль
  • Производство технологического оборудования по отраслям
  • Строительное и коммунальное машиностроение
  • Сельскохозяйственное машиностроение
  • Химическое машиностроение
  • Лесопромышленное машиностроение

Среднее машиностроение

В состав среднего машиностроения входят автомобилестроение, тракторостроение, станкостроение, инструментальная промышленность, производство технологического оборудования для легкой и пищевой промышленности.

  • Автомобильная промышленность
  • Тракторостроение
  • Станкостроение
  • Робототехника
  • Инструментальная промышленность
  • Оборудование легкой промышленности
  • Оборудование пищевой промышленности
  • Промышленность бытовых приборов и машин
Читайте также:  Гласперленовый метод стерилизации медицинских инструментов

Точное машиностроение

Ведущие отрасли точного машиностроения — приборостроение, радиотехническое и электронное машиностроение, электротехническая промышленность.
Продукция отраслей этой группы исключительно разнообразна — это оптические приборы, персональные компьютеры, радиоэлектронная аппаратура, авиационные приборы, волоконная оптика, лазеры и комплектующие элементы, часы.

  • Приборостроение
  • Радиотехническая и электронная промышленность
  • Электротехническая промышленность

Производство металлических изделий и заготовок

  • Производство ножевых изделий, столовых приборов, замочных и скобяных изделий, фурнитуры
  • Производство массовых металлоизделий (метизов) — проволока, канаты, гвозди, крепеж.

Отраслевая структура и особенности размещения машиностроения

Тяжелое машиностроение выпускает горно-шахтное, подъемно-транспортное, металлургическое оборудование, оборудование для химической и строительного комплексов, путевые машины ( бульдозеры, экскаваторы, катки, грейдеры ) и другие. Оно является металлоемких, поэтому тяготеет к металлургическим базам; одновременно оно — громоздкое, поэтому тяготеет к потребителю. Продукция этой отрасли выпускается небольшими партиями или даже единичными образцами (паровые котлы, турбины,прокатные станы ) и является трудоемким.

Уровнем развития тяжелого машиностроения выделяются прежде развитые страны, где есть тяжелая промышленность. Среди стран, тяжелое машиностроение ориентируется на добывающую промышленность (добыча нефти, газа, руды, угля ) или на металлургическую промышленность ( Индия, Бразилия, Аргентина ).

Транспортное машиностроение состоит из производства автомобилей, морских и речных судов, локомотивов, вагонов, трамваев, троллейбусов и т.п.. Оно ориентируется преимущественно на развитые страны, где есть значительный спрос на эту продукцию, а также на сырьевую базу.

Автомобилестроение обозначено большой капиталоемкостью, а острая конкуренция обуславливает высокий уровень монополизации. Крупнейшими монополиями по производству легковых автомобилей является «Вольво», «Даймлер-Бенц», ФИАТ, БМВ, «Дженерал-моторс», «Форд-мотор», «Тойота», «Ниссан», «Опель». Среди регионов лидерство держит Северная Америка. Среди стран выделяются США, Япония и Франция.

АвтоЗАЗ-Daewoo в Украине наладил выпуск автомобиля «Таврия» улучшенного качества и трех моделей «Daewoo». В Ильичевске начато составление моделей Leganza,Nubira, Lanos.

Компания General Motors в рамках совместного предприятия АвтоЗАЗ-Daewoo инвестировала в автомобилестроение 100 млн дол. для сборки Opel Astra и Vectra. В Луцке создан СП по сборке шестой модели ВАЗ, а в Мелитополе на базе недавно построенного моторного завода налажен выпуск двигателей фирмы «Рено», в том числе для СП «Рено-ЛАЗ» по производству новых автобусов.

Выпуск автомобилей в России снизился, Украина в 1998 г. выпустила 25,7 тыс. легковых автомобилей. Грузовое автомобилестроение сосредоточено в таких странах, как США, Канада, Япония, ФРГ, Россия, Чехия, Беларусь. Здесь производятся грузовики большой и средней грузоподъемности. Крупнейшие центры: Москва, Набережные Челны, Нижний Новгород в России, Минск и Жодино в Беларуси, Дирборн в США, Нагоя в Японии, Копршивниця в Чехии (грузовики «Татра») Японии ( Mitsubishi, Nissan, Hino), Италии ( Iveco ), Швеции (Volvo), Франции (Renault), ФРГ и США (Даймлер-Крайслер, Mercedes, MAN ), а также модели Scania и DAF. Россия с Украиной образовали 4 СП по сборке небольших грузовиков «Газель» в Симферополе, Ильичевске, Кременчуге и Киевской области.

Производство автобусов сосредоточено в ФРГ («Мерседес»), Венгрии («Икарус»), Украина (ЛАЗ), России (ПАЗ, ЛИАЗ), США, Японии, Швеции (Вольво), Франции (Рено).

Производство мотоциклов сосредоточены в Японии (Suzuki, Jawa, Jamaha, Kawasaki, Honda); ФРГ (BMW), Франции (Pegeout), США и Италии.

Локомотивостроение исторически сложилось там, где была развита сеть железных дорог: в Западной Европе, России, Украины, США, Японии. В большинстве развитых стран выпускают и используют электровозы (исключение США, где высок удельный вес тепловозов), а в развивающихся странах, применяют тепловозы и паровозы. Новейшие типы локомотивов вводит Япония, скорость движения на ее специальных скоростных железных по Тихоокеанскому поясу — самая высокая. В США разработан новый тип скоростного железнодорожного состава, который будет двигаться со скоростью 240 км / час и станет одним из самых надежных с точки зрения безопасности движения. В Украине тепловозы и электровозы производятся в Луганске, Харькове и Днепропетровске, трамваи — в Луганске, троллейбусы — в Днепропетровске.

Морское машиностроение сосредоточено в Японии; эта страна дает 38% строящегося тоннажа. По объему военного судостроения лидируют США. С середины семидесятых годов быстро — при активном участии японских монополий и с использованием японского судового оборудования — морское судостроение развивается в Южной Корее (20% мирового объема), Сингапуре, Бразилии. В Западной Европе самые высокие темпы развития судостроения — в Германии и Италии (соответственно 5,4 и 4,3%). Китай в последнее время вытеснил с третьего места Германию и его удельный вес составляет 6,1%.

В отдельных странах сформировалась определенная специализация: Япония делает судна для перевозки наливных и насыпных грузов, Франция — сжиженных газов и химикатов, Финляндия — ледоколы и пассажирские суда, США — судна-баржовозы и газовозни танкеры.

Новая тенденция — перемещение судостроительных мощностей в развивающиеся страны. Кроме Республики Корея в «первую десятку» вошла Бразилия. Это связано с наличием сырьевой базы и дешевых трудовых ресурсов.

Читайте также:  Духовой шкаф сверху дизайн

В мировом производстве судов удельный вес Украины в 1995 году составляла 0,8%, а в 1998 упала до 0,3%. Ведущими покупателями украинских судов является Греция (41% от общей стоимости проданных судов), Россия (30%), Дания, Либерия, Нидерланды.

Станкостроение является отраслью, определяющей научно-технический прогресс в мире. Оно требует привлечения высококвалифицированных трудовых ресурсов, поэтому размещается в основном в экономически развитых странах. Не случайно на шесть из них — Японию, ФРГ, США, Италию, Швейцарию и Францию — приходится 75% производства станков. В экспорте станков лидируют те же страны.

Станкостроение в странах мира имеет узкую специализацию. Так, США и ФРГ первые за выпуском станков с программным управлением; Япония и ФРГ — металлорежущих станков; США, Япония и ФРГ — кузнечно-прессовых станков; Швейцария — прецизионных станков.

Сельскохозяйственное машиностроение включает выпуск комбайнов, жаток, сеялок, косилок, оборудования для животноводства и т.п.. Все эти машины ориентируются на потребителя и производятся в тех странах, где они необходимы. Многие развивающиеся, имеют цеха по сборке сельскохозяйственной техники, а комплектующие завозят из Западной Европы, Японии и США. По объему производства сельскохозяйственных машин лидируют США, они же являются основными потребителями этой техники.Зерноуборочные комбайны выпускают в Ростове-на-Дону, Таганроге, Сызрани, Красноярске (Россия) Луганске и Кировограде (Украина); кукурузоуборочные — в Херсоне (Украина); льноуборочные — Бежецкий, Люберцы (Россия); хлопкоуборочных — Ташкент (Узбекистан); картофелеуборочные — Гомель (Беларусь), Рязань, Тула (Россия).Херсонский завод кукурузоуборочных комбайнов наладил производство зерноуборочного комбайна «Славутич».

Авиа-и ракетостроение характерно для экономически развитых стран. США производит «Шаттл», Франция — "Орион", Россия — искусственные спутники, космические станции, модули; Украина — ракетоносители «Зенит» и «Протон». Также Украина принимает участие в комической программе «Морской старт». Крупнейшие производители самолетов в мире — Boeing (США) и Airbus (консорциум Западной Европы). Также различные типы самолетов производят Франция, Италия, Канада, Швеция и другие. Россия производит военные и гражданские самолеты и вертолеты: МИГ, СУ, АН, ИЛ, ТУ и другие. В Украине производят авиадвигатели (завод «Мотор-Сич» в Запорожье). Авиазаводы в Киеве и Харькове налаживают выпуск ТУ-334, АН-140, АН-74, АН-74 ТК.

Важным направлением машиностроения является производство оружия. В мире среди производителей оружия выделяются развитые страны, а среди покупателей, как развитые страны, так и развивающиеся.

Приборостроение — это производство электро-и радиоизмерительных оптических приборов, приборов времени, средств связи и т.п.. Крупнейшими производителями электротехнического оборудования в мире есть компании АВВ (Швейцария и Швеция), Siemens (ФРГ), General Electric (США), GEC-Alsthom (Франция и Великобритания).

Эти отрасли производства сначала появились в Европе, США и Японии, а затем были перенесены также в Новые индустриальные страны (НИС) Восточной, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки в расчете на дешевую рабочую силу.

Одним из направлений приборостроения является электронная промышленность. Она зародилась в США, затем перешла в Европу и Японию, а теперь сместилась в НИК.Сейчас такие НИК, как Республика Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань, Бразилия, входят в десятку первых стран, уступая лишь США, Японии, ФРГ, Великобритании и Франции. Сначала в этих странах только составляли бытовую электронику из американских, европейских и японских деталей; теперь здесь внедряют свое интегрированное производство, которое содержит все основные стадии. Выпускаются персональные компьютеры, большие интегральные схемы, периферийные системы, оборудование для электронного проектирования, средства связи, волоконная оптика и т.п.. В 1997 году в мире было произведено 80 млн персональных компьютеров. Лидер — компания Compag (США).

В Украине эта отрасль тоже широко представлена: большинство продукции производится на предприятиях военно-промышленного комплекса. Среди центров выделяются Киев, Днепропетровск, Львов, Одесса, Харьков, Симферополь.

Ответ

Проверено экспертом

Особенности производства наукоёмкого машиностроения:

-это трудоёмкое машиностроение

-требуется большое количество квалифицированных рабочих

-присутствует повсеместное внедрение научных разработок

-должна быть хорошо развитая научная база

-на предприятиях присутствует довольно сложное оборудование.

Какие их основные районы размещения?Это города,которые обладают высокой научно-технической базой,с большим количеством НИИ:Москва,Санкт-Петербург,Казань,Самара,Новосибирск,города Подмосковья (Жуковский,Королёв,Обнинск).

Какие их факторы размещения:

-наукоёмкость (наличие НИИ,конструкторских бюро и опытных заводов)

-ориентация на потребителя.

Особенности производства металлоёмкого машиностроения:

-большая металлоёмкость этой отрасли

-характерна многодетальность продукции

-выпуск новой продукции занимает длительный подготовительный цикл

-у оборудования должна быть широкая универсальность.

Какие их основные районы размещения?Они концентрируются недалеко от металлургических баз:Урал (Челябинск,Екатеринбург),сельскохозяйственное машиностроение расположено на юге страны (Ростов на Дону,Тула),станкостроение (Саратов,Киров,Ульяновск).

Какие их факторы размещения:

Особенности машиностроения

Машиностроение – это самая крупная отрасль промышленности, производящая очень широкий спектр продукции.

Общие особенности машиностроения:

  1. По стоимости продукции, машиностроение занимает лидирующие позиции в промышленности. Около 35% стоимости мировой промышленности приходится именно на машиностроение.
  2. Машиностроение самая трудоемкая отрасль, к тому же на ней самое большое количество занятых. Самыми трудоемкими считаются приборостроение, электротехническая промышленность, атомное машиностроение т.д., занимающиеся выпуском сложной техники. Отсюда следует что для обеспечения лучшей работы предприятие должно располагаться в месте где есть квалифицированная рабочая сила.
  3. Для тяжелого машиностроения важна близость расположения к сырьевой базе (производство металлургического оборудования, горно-шахтное оборудование и т.п.).
  4. Машиностроение обладает большой наукоемкостью.
  5. Самый сложный отраслевой состав (более 300 предприятий), который к тому же постоянно меняющийся.
  6. Постоянно увеличивающийся спрос на продукцию машиностроения.
  7. Самый большой ассортимент продукции, который постоянно увеличивается. К тому же состав продукции различается по массовости производства (серийный выпуск, массовый выпуск, единичный выпуск)
  8. Машиностроение предъявляет разнообразные требования к сырью, спрос постоянно изменяется. В одно время спросом пользуется черная металлургия, в другое – цветная.
  9. В экономических связях машиностроение так же находится в лидирующих позициях. К примеру экспорт в Японию составляет 2/3.
Читайте также:  Байковое одеяло на выписку

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Особенности тяжелого машиностроения

Тяжелое машиностроение можно охарактеризовать очень широкой номенклатурой и довольно тяжелой, порой уникальной по размерам продукцией, данные особенности определяют положение производства и технологического процесса.

Производство продукции тяжелого машиностроения зачастую носит единичный и мелкосерийный характер. Время на изготовление деталей уходит очень много, так как производство одной массивной детали составляет несколько сотен часов.

Большое количество деталей в одновременном производстве приводят к долгому залеживанию тех или иных составляющих, в ожидании конечного процесса.

Еще одной особенностью можно считать. Что технологический процесс строится на принципе концентраций операций. Этого требует особая специфика тяжелого машиностроения.

К тому же тяжелое машиностроение требует широкую универсальность оборудования.

На ряду с общими особенностями тяжелое машиностроение имеет ряд специфических особенностей:

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

  1. Стремление к уменьшению занятости уникального оборудования в производстве продукции.
  2. Совместная обработка деталей после их сборки в узел. Данное действие направленно на сокращение затрачиваемого времени
  3. Одновременная обработка деталей на станках, при этом все детали получаются с одинаковым отклонением.
  4. Довольно широкое использование переносных станков, которые устанавливаются непосредственно на саму деталь, что позволяет производить обработку двумя или несколькими станками
  5. Для достижения точности используют компенсаторы.
  6. Оптические способы замеров с использованием вспомогательных баз.
  7. Стремление к серийному производству.

Особенности общего машиностроения

Общее машиностроение включает в себя довольно много отдельных отраслей (лесное машиностроение, сельскохозяйственная промышленность и т.п.). Общее машиностроение имеет не малое влияние на экономику страны.

К тому же общее машиностроение отличается широким и быстрым развитием межотраслевой и внутриотраслевой связи.

Общее машиностроение отличается особой важностью развития транспорта и торговли. Так как предприятия данной отрасли занимаются производством оборудования для химической и нефтяной промышленности, то соответственно нуждаются в особенных видах сырья.

К тому же есть не малые особенности размещения предприятий данной отрасли. Такие предприятия должны размещаться не изолированно, а так, чтобы иметь тесную связь с другими отраслями промышленности, а также транспортом.

Особенности среднего машиностроения

Предприятия данной отрасли узкоспециализированы и имеют малую металлоёмкость, но при этом имеют высокую энергоемкость и трудоемкость. Основным технологическим процессом в общем машиностроении является механическая обработка деталей.

Среднее машиностроение отличается массовым и серийным производством. Предприятия оснащены сложным оборудованием. Данная отрасль тесно связанна с научными и конструкторскими центрами.

Так как выпускаемая продукция довольно сложная и точная, то естественно она требует наличия квалифицированных кадров и оснащение новейшим оборудованием.

Особенности размещения машиностроения

Машиностроение своего рода сердце промышленности и экономики страны, а, следовательно, чтобы оно правильно и действенно функционировало его нужно расположить в правильном месте, подобно механизму часов.

Так металлоемкие предприятия должны располагаться вблизи месторождений металла, дабы сократить затраты на транспортировку сырья, а соответственно на его стоимость.

Машиностроение отличается от других отраслей наличием ряда особенностей, которые влияют и на его разрешения.

Наиболее значимым фактором является наличие общественной потребности в продукции. К тому же не маловажными факторами остается наличие квалифицированной базы работников, возможность поставки материалов и электроэнергии.

Особенные факторы влияющие на размещение машиностроения:

  • Наукоемкость. В настоящее время машиностроение неразрывно связанны с научным прогрессом. Поэтому производство сложной техники сосредоточенно в центральных районах.
  • Металлоемкость. Производство горно-шахтного оборудования, энергетического и металлургического оборудования требует большие затраты металла.
  • Трудоемкость. Производство сложной техники требует большой квалифицированной базы, именно поэтому такие предприятия располагаются близ научных центров.
  • Близость потребителя. Некоторые отрасли производят довольно большую и тяжелую продукцию, которую сложно и нецелесообразно перевозить к местам потребления.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Комментировать
126 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector