На передовой развития классицизма стояла наполеоновская Франция, а за ней Германия, Англия и Италия. Позже это направление пришло и в Россию. Классицизм в архитектуре стал неким выражением рационалистической философии и, соответственно, характеризовался стремлением к гармоническому, разумному строю жизни.
Стиль классицизм в архитектуре
Эпоха классицизма пришлась на очень важный период в европейском градостроительстве. Тогда массово закладывались не только жилые единицы, но и нежилые объекты и места общественного назначения, требующие архитектурного оформления: больницы, музеи, школы, парки и т. д.
Возникновение классицизма
Хотя классицизм зародился еще в эпоху Возрождения, активно развиваться он стал в XVII веке, а к XVIII столетию уже довольно прочно закрепился в европейской архитектуре. Концепт классицизма был заключен в том, чтобы все архитектурные формы образовывать по подобию античных. Архитектура эпохи классицизма характеризуется возвращением к таким античным эталонам, как монументальность, строгость, простота и гармоничность.
Классицизм в архитектуре появился благодаря буржуазии – он стал ее искусством и идеологией, поскольку именно античность ассоциировалась у буржуазного общества с правильным порядком вещей и устройством мироздания. Буржуазия противопоставляла себя аристократии Ренессанса и, как следствие, противопоставляла классицизм «упадническому искусству». К подобному искусству она относила такие стили в архитектуре, как рококо и барокко — они считались чересчур затейливыми, нестрогими, нелинейными.
Родоначальником и вдохновителем эстетики стиля классицизм считается Иоганн Винкельман – немецкий искусствовед, который является основоположником истории искусства как науки, а также нынешних представлений об искусстве античности. Теорию классицизма подтверждает и укрепляет в своем труде «Лаокоон» немецкий критик-просветитель Готхольд Лессинг.
Классицизм в архитектуре Западной Европы
Французский классицизм развился гораздо позже, чем английский. Быстрому становлению этого стиля мешало следование архитектурным формам Возрождения, в частности, позднеготическому барокко, однако вскоре и французские зодчие сдались перед наступлением реформ в архитектуре, открыв дорогу классицизму.
Развитие классицизма в Германии происходило довольно волнообразно: оно характеризовалось то строгим соблюдением архитектурных форм античности, то их смешением с формами барочного стиля. При всем этом немецкий классицизм был очень похож на классицизм во Франции, поэтому довольно скоро ведущая роль в распространении этого стиля в Западной Европе досталась Германии и ее архитектурной школе.
Из-за непростой политической ситуации еще позже классицизм пришел в Италию, однако вскоре после этого именно Рим стал международным центром архитектуры классицизма. Классицизм достиг высокого уровня и в Англии как стиль оформления загородных домов.
Черты классицизма в архитектуре
Главными особенностями стиля классицизм в архитектуре являются:
- простые и геометричные формы и объемы;
- чередование горизонтальных и вертикальных линий;
- сбалансированная планировка помещения;
- сдержанные пропорции;
- симметричная отделка дома;
- монументальные арочные и прямоугольные конструкции.
Следуя за ордерной системой античности, в оформлении домов и участков в стиле классицизм используют такие элементы, как колоннады, ротонды, портики, рельефы на стенной глади, статуи на крыше. Основное цветовое решение оформления зданий в стиле классицизм — светлые, пастельные тона.
Окна в стиле классицизм, как правило, удлиненные вверх, прямоугольной формы, без кричащего оформления. Двери чаще всего филенчатые, иногда украшенные статуями в виде львов, сфинксов и т. д. Крыша в доме, наоборот, довольно замысловатой формы, покрытая черепицей.
Материалы, наиболее часто используемые для создания домов в стиле классицизм, – это дерево, кирпич, а также природный камень. При оформлении используют позолоту, бронзу, резьбу, перламутр и инкрустацию.
Русский классицизм
Классицизм в архитектуре России XVIII века довольно существенно отличается от европейского классицизма, поскольку отказался от образцов Франции и пошел по своему собственному пути развития. Хотя русские зодчие и опирались на знания архитекторов эпохи Возрождения, они все равно стремились применять в архитектуре классицизма России традиционные приемы и мотивы. В отличие от европейского, русский классицизм XIX века, а позднее русский ампир, использовали в своем оформлении (декоре стен, лепнине, выборе статуй) военную и патриотическую тематику на фоне войны 1812 года.
Основоположниками классицизма в России считают русских архитекторов Ивана Старова, Матвея Казакова и Василия Баженова. Делят русский классицизм условно на три периода:
- ранний – период, когда из русской архитектуры еще не были полностью вытеснены черты барокко и рококо;
- зрелый – строгое подражание архитектуре античности;
- поздний, или высокий (русский ампир) – характеризуется влиянием романтизма.
От европейского русский классицизм отличает еще и масштаб строительства: в этом стиле планировалось создание целых районов и городов, при этом новые классические здания должны были сочетаться со старой русской архитектурой города.
Ярким примером русского классицизма является знаменитый Дом Пашкова, или Пашков дом – ныне Российская государственная библиотека. Здание следует уравновешенной, П-образной планировке классицизма: оно состоит из центрального корпуса и боковых крыльев (флигелей). Флигели выполнены как портик с фронтоном. На крыше дома размещен бельведер в форме цилиндра.
Другими примерами зданий в стиле классицизм в архитектуре России являются Главное адмиралтейство, Аничков дворец, Казанский собор в Санкт-Петербурге, Софийский собор в Пушкине и другие.
Узнать все секреты стиля классицизм в архитектуре и интерьере можно в следующем видео:
Родиной европейского классицизма была Франция XVII века. К началу XVIII столетия именно во Франции классицизм превращается в строгую и законченную систему. Во многом этому способствовала философия эпохи Просвещения, призывавшая к силе разума, возврату к природе и естественному человеку. Воплощение торжества разумного начала, образцового порядка, возвышенной и гармоничной ясности духа классицисты видели в искусстве Античности. В становлении европейского классицизма огромное значение имели раскопки в Помпеях и Геркулануме — городах Римской империи, погибших при извержении Везувия в 71 году. Эти археологические работы, начатые в 1748 году, возобновили интерес к изучению памятников античного искусства.
Классицизм в архитектуре западной Европы начал формироваться в 17 веке под непосредственным влиянием развития монархического режима в этих государствах. Этот стиль опирается на идеалы античной классики. Классицизм имеет под собой базу в виде определенного философского направления. В частности, это Рене Декарт и его идеи по поводу математического построения всего мира.
В формировании и развитии этого стиля можно выделить два этапа. Первый этап относится к XVII веку. Для классиков этого периода непревзойденными образцами художественного творчества были произведения античного искусства, где идеалом являлся порядок, разумность, гармония. В своих произведениях они добивались красоты и истины, ясности, стройности, законченности построения. Второй этап ? XVIII век. В историю европейской культуры он вошел как эпоха Просвещения или Век Разума. Человек придавал большое значение знаниям и верил в способность объяснить мир. Главным героем является личность, готовая на героические поступки, подчиняя свои интересы ? общим, душевные порывы — голосу разума.
Его отличает нравственная стойкость, мужество, правдивость, верность долгу. Рациональная эстетика классицизма нашла отражение во всех видах искусства.
Классицизм в архитектуре пришел на смену помпезному рококо, стилю который с середины XVIII века уже широко подвергался критике за чрезмерную усложненность, напыщенность, манерность, за усложнение композиции декоративными элементами. В этот период в европейском обществе все большее внимание стали привлекать идеи просвещения, что нашло свое отображение в архитектуре. Таким образом внимание архитекторов того времени привлекли простота, лаконичность, четкость, спокойствие и строгость античной и прежде всего греческой архитектуры. Возрастающему интересу к древности способствовали открытие в 1755 г. Помпеи с богатейшими художественными памятниками, раскопки в Геркулануме, изучение античной архитектуры на юге Италии, на основе которых формировались новые взгляды на римскую и греческую архитектуру. Новый стиль — классицизм стал естественным результатом развития архитектуры Возрождения и ее трансформации.
—Приложения
- ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
- Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!
- Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
- Все на карте
- Я — фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
—Музыка
—Видео
—Всегда под рукой
—Рубрики
- "Душа обязана трудиться!" (383)
- Стихи (193)
- Ассорти (266)
- Америка (106)
- Голливуд (14)
- искусство (7)
- Без женщин жить нельзя на свете . (101)
- Мода (20)
- Косметика (16)
- Золотые слова (68)
- "По волнам моей памяти" (26)
- Мои шутейные стихи (3)
- "Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!" (455)
- Великобритания (158)
- Королевские династии и их окружение (34)
- Английский язык (15)
- Будем здоровы! (356)
- Вечный праздник (97)
- Новый год (28)
- День победы (4)
- Взрослые игры (1137)
- История с географией (704)
- Видео (311)
- Во саду ли, в огороде (546)
- Организация работ в саду (113)
- Выращивание томатов (24)
- Красивости на даче (21)
- Выращивание огурцов (18)
- Для тех, кому за . (55)
- Домоправительница (206)
- Друзья наши меньшие (79)
- Заграница нам поможет? (76)
- Знание — сила! (414)
- Книга — источник знаний (89)
- Образование (27)
- Энциклопедии (15)
- Из дальних странствий возвратясь (422)
- Как много языков хороших. (105)
- Какие люди! (308)
- Фаина Раневская (6)
- Коллекции сайтов (156)
- Красота спасет мир (398)
- Природа (125)
- Культура (1027)
- Изобразительное искусство (521)
- Натюрморты (58)
- Импрессионизм (27)
- Музеи мира (16)
- Фотогалерея (13)
- Театр (9)
- Скульптура (4)
- Фарфор (2)
- Кино (173)
- Музыка в камне (78)
- Прикладное искусство (97)
- Современное искусство (82)
- Кушать подано! (1286)
- Выпечка (421)
- Мясо/курица (105)
- Заготовки на зиму (99)
- Овощное (75)
- Кулинарные бродилки (50)
- Мультиварка (21)
- Рыба (9)
- Запеканки (7)
- Быстрая кухня (2)
- Здоровое питание (67)
- Салаты и закуски (162)
- Сладкая жизнь (167)
- Мой компьютер (208)
- Интернет (108)
- Музыка моей души (151)
- Романсы (19)
- Основы ЛиРуведения (258)
- Рамочки (89)
- Руководство к действию (73)
- Психолог и Я (214)
- Россия, мать наша! (905)
- История (193)
- Олимпиада 2014 (31)
- Национальный характер (27)
- Романовы (25)
- Красноярск (12)
- Выборы 2018 (8)
- Наш адрес — Советский Союз (117)
- Что наша жизнь? (270)
- Страна советов (337)
- Таланты и поклонники (453)
- Дети (99)
- Хотите верьте — хотите проверьте! (203)
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Суббота, 05 Апреля 2014 г. 14:03 + в цитатник
Классицизм подарил миру архитектуру таких городов как Лондон, Париж, Венеция и Санкт-Петербург. Классицизм в архитектуре господствовал более трех сотен лет, в период с 16 по 19 века, а полюбился он за его гармонию, простоту, строгость и при этом изящество. Обращаясь к формам античного зодчества, классицизму в архитектуре свойственны четкие объемные формы, симметрично-осевые композиции, монументальность прямая и просторная система планировки городов.
Статья опубликована по материалам сайта об архитектуре и дизайне worlds-interior.ru
Зарождение классицизма в архитектуре, Италия
Классицизм в архитектуре зародился на исходе эпохи Возрождения, в 16 веке, а отцом этого архитектурного стиля принято считать великого итальянского, венецианского архитектора Андреа Палладио. Как сказал о Палладио писатель Петр Вайль в своей книге «Гений места»:
«Чтобы не вдаваться в архитектурные подробности, проще всего вызвать в воображении Большой театр или районный Дом культуры — они таковы благодаря Палладио. И если составлять список людей, усилиями которых мир — по крайней мере, мир эллинско-христианской традиции от Калифорнии до Сахалина — выглядит так, как выглядит, а не иначе, Палладио занял бы первое место».
Город, где жил и работал Андреа Палладио – это итальянская Виченца, расположенная на северо-востоке Италии недалеко от Венеции. Теперь Виченца широко известна в мире как город Палладио, создавшего множество прекрасных вилл. Во второй половине жизни архитектор переехал в Венецию, где спроектировал и построил замечательные церкви, палаццо и другие общественные здания. Андреа Палладио удостоился титула «виднейшего гражданина Венеции».
Собор Сан-Джорджо Манджоре, Андреа Палладио
Вилла Ротонда, Андреа Палладио
Лоджия дель Капитаньо, Андреа Палладио
Театр Олимпико, Андреа Палладио и Винченцо Скамоцци
Последователем Андреа Палладио был его талантливый ученик Винченцо Скамоцци, который после смерти учителя завершил работу над театром Олимпико.
Труды и идеи Палладио в области архитектуры полюбились его современникам и нашли продолжение в работах и других архитекторов 16-17 века. Наиболее мощный толчок в своем развитии архитектура классицизма получила с Англии, Италии, Франции и России.
Дальнейшее развитие классицизма
Классицизм в Англии
Классицизм буквально охватил в Англию, став королевским архитектурным стилем. Целая плеяда талантливейших архитекторов Англии тех времен изучала и продолжала идеи Палладио: Иниго Джонс, Кристофер Рен., граф Бёрлингтон, Уильям Кент.
Английский архитектор Иниго Джонс, поклонник работ Андреа Палладио, в 17 веке перенес архитектурное наследие Палладио в Англию. Считается, что Джонс был одним из архитекторов, положившим начало английской архитектурной школы.
Куинс-Хаус в Гринвиче, Иниго Джонс
Дом Банкетов, Иниго Джонс
Англия была богата архитекторами-продолжателями классицизма — наряду с Джонсом огромный вклад в архитектуру Англии принесли такие мастера, как Кристофер Рен, лорд Берлингтон и Уильям Кент.
Сэр Кристофер Рен, архитектор и профессор математики в Оксфорде, перестраивал центр Лондона после великого пожара в 1666 году, создал национальный английский классицизм «реновский классицизм».
королевский госпиталь в Челси, Кристофер Рен
Ричард Бойл, граф-архитектор Бёрлингтон, меценат и покровитель архитекторов, поэтов и композиторов. Граф-архитектор изучал и собирал рукописи Андреа Палладио.
Бёрлингтон-хаус, граф-архитектор Бёрлингтон
Английский архитектор и садовод Уильям Кент, сотрудничал с графом Бёрлингтоном, для которого проектировал сады и мебель. В садоводстве создал принцип гармонии формы, ландшафта и природы.
дворцовый комплекс в Голкгеме
Классицизм в архитектуре Франции
Во Франции классицизм был господствующим стилем со времен Великой французской революции, когда в архитектуре возникает стремление к лаконичности.
Считается, что начало классицизма во Франции положило строительство храма Святой Женевьевы в Париже, спроектированной французским архитектором-самоучкой Жаком Жерменом Суффло в 1756 году, позднее получившей название Пантеона.
Храм Святой Женевьевы в Париже (Пантеон), Жак Жермен Суффло
Классицизм внес серьезные изменения в планировочную систему города, на смену извилистым средневековым улочкам пришли величественные, просторные проспекты и площади, на пересечении которых разместились архитектурные монументы. В конце 18 века в Париже появилась единая градостроительная концепция. Примером новой градостроительной концепции классицизма явилась улица Риволи в Париже.
Улица Риволи в Париже
Архитекторы императорского дворца, яркие представители архитектурного классицизма во Франции – Шарль Персье и Пьер Фонтэн. Совместно они создали ряд величественных памятников архитектуры – Триумфальную арку на площади Каррузель в честь победы Наполеона в битве под Аустерлицем. Им принадлежит строительство одного из крыльев Лувра, Павильона Маршан. Шарль Персье участвовал в восстановлении Компьенского дворца, создавал интерьеры Мальмезона, замка Сен-Клу и дворца Фонтенбло.
Триумфальная арка в честь победы Наполеона в битве под Аутерлицем, Шарль Персье и Пьер Фонтэн
Крыло Лувра, павильон Маршан, Шарль Персье и Пьер Фонтэн
Классицизм в России
В 1780 году по приглашению Екатерины II в Санкт-Петербург прибыл Джакомо Квареги в качестве «архитектора её величества». Джакомо сам был родом из Бергамо, Италия, обучался архитектуре и живописи, учителем его был крупнейший немецкий живописец эпохи классицизма Антон Рафаэль Менгс.
Авторству Кваренги принадлежит несколько десятков красивейших зданий в Санкт-Петербурге и его окрестностях, среди которых Английский дворец в Петергофе, павильон в Царском Селе, здание Эрмитажного театра, Академии наук, Ассигнационного банка, летний дворец графа Безбородко, Конногвардейский манеж, Екатерининский институт благородных девиц и многие другие.
Александровский дворец, Джакомо Кваренги
Самыми знаменитыми проектами Джакомо Кваренги являются здания Смольного института в Санкт-Петербурге и Александровский дворец в Царском Селе.
Смольный институт, Джакомо Кваренги
Почитатель традиций Палладианской и новой итальянской архитектурной школы, Кваренги проектировал удивительно изящные, благородные и гармоничные здания. Своей красотой город Санкт-Петербург во многом обязан таланту Джакомо Квареги.
Россия 18-19 веков была богата талантливыми архитекторами, творившим в стиле классицизма наряду с Джакомо Кваренги. В Москве известнейшими мастерами архитектуры были Василий Баженов и Матвей Казаков, а Иван Старов в Санкт-Петербурге.
Художник и архитектор, педагог, Василий Баженов выпускник Академии художеств и ученик французского профессора архитектуры Шарля Девайи, создал проекты Царицинского дворцово-паркового ансамбля и Большого Кремлевского дворца, так и оставшиеся нереализованными, поскольку архитектор впал в немилость Екатерины II. Достраивал объекты М.Казаков.
План архитектурного ансамбля Царицино, Василий Баженов
Русский архитектор Матвей Казаков в годы правления Екатерины Великой работал в центре Москвы в палладианском стиле. Его творчеству принадлежат такие архитектурные ансамбли, как Сенатский дворец в Кремле, Петровский путевой дворец, Большой Царицинский дворец.
Петровский путевой дворец, Матвей Казаков
Царицинский дворец, Василий Баженов и Матвей Казаков
Академик Санкт-Петербургский академии наук Иван Старов является автором таких архитектурных сооружений, как Троицкий собор в Александро-Невской лавре, Софийский собор близ Царского Села, Пеллинский дворец, Таврический дворец и других красивейших зданий.